Катамаран «Читэ» («Гепард») — один нз новейших проектов известного английского
конструктора многокорпусных яхт Джона Шаттлуорта. Как и другие лодки, спроектированные этим конструктором, «Гепард» выделяется среди множества катамаранов близких рвзмерений оригинальностью
конструктивных решений, тщательностью отработки вопросов аэрогидродинамики и экономим веса.
Не удивительно, что в этом проекте удачно сочетаются высокий уровень комфорта, столь редкий на восьмиметровом
многокорпуснике, и отличные ходовые квчества на всех курсах. Сразу же заметим, что хотя «Гепард» отвечавт всем требоввнням, предъявлявмым к многокорпусникам класса «Микро» (см. статью
Г. Адрнанова в «КиЯ» № 147), включая и разборную коиструкцию корпусв, он предназначен скорее для семейных крейсерских плаваний, чем для гонок.
При проектировании многокорпусников класса «Микро» во главу угла сгавятся гоночные квчества судна; оборудование и планировка жилых помещеиий должны обеспечивать лишь минимальиый комфорт,
необходимый для непродолжительных прибрежных круизов.
Например, по правилам достаточно иметь всего лишь три койки, а высота в каюте должна быть не менее 1,35 м не длине всего 1,22 м.
Для гонщиков особенно важна простота сборки и разборки корпуса для перевозки к месту сорввнований, когорые проводятся, как правило, в уикэнд; лодку буксируют на трейлере за легковым автомобилем,
а после гонок тек же быстро возвращаютея, не затрачивая лншнего времени.
В этом смысле «Гепард» сущеетвенно отличается от других «Микро». Прежде всего, для разборки катамарана требуется времени больше — несколько часов. Делать это дважды в течение трех дней
решится не каждый владелец «Гепарда». Возможно, он разберет катамаран для того, чтобы доставить его на акваторию, не доступную по воде, и провести на ней продолжительное время.
На «Гепарде» три двуспальных койки, нормальный камбуз, кают — компания и штурманский уголок, а главное — в средией части кают, расположенных в корпусак, можно стоять в полиый рост — высота здесь
от пайола до подволока состввляет 1,85 м. Это достигается за счет необычно высоких надстроек.
Развитая нвдводная часть катамарана стала при проектировании объектом специальных исследований в аэродинамической трубе. Необходимо было придать ей такую форму, чтобы катамаран не испытывал
чрезмерно большого воздушного сопротивления своему движению, не ухудшалась бы его маневренность и особенно — не затруднялись бы повороты оверштаг, когда легкое судно носом пересекает линию ветра.
Именно в этот момент, да еще при сильной волне, катамаран с развитыми надстройками может остановиться, получить задний ход и возвратиться на прежний галс. Как показали ислытаиия уже построенного
судна, Шаттлуорту удалось успешно справиться с этими проблемами, придав надстройкам «зализанные», обтекаемые формы.
Важно еще и то, что центр парусности боковой проекции надстроек смещен в корму от центра бокового сопротивления подводной части, поэтому, если катамаран оказывается без хода, давлением ветра его
разворачивает в положение левентик.
Во всяком случае, яхтсмены, которым довелось испытать «Гепарда» в море, не могли пожаловаться ни на плохие лавировочные качества катамарана, ни на его меиевренность. Лавировочный угол (угол между
курсами правого и левого галсов) составляет 70 — 80о т. е. судно идет достаточно круто к ветру. В бейдевинд при скорости вымпельного ветра 8 м/с скорость катамарана составила 8 узлов.
«Гепард» имеет узкие в подводной чвсти корпуса (L/В = 11), расширяющиеся примерно на уровне колен почти вдвое. Благодаря этому волновое сопротивление воды его движению невелико и в то же время
обеспечивается необходимая ширинв для комфортабельной планировки кают.
В левом корпусе оборудованы две двухспальные койки, камбуз с двухконфорочной газовой плиткой и грилем, раковиной из нержавеющей стали и разделочным столом. Здесь же миниатюрная кают —
компания с диванами для шести человек и складным обеденным столом.
Под пайолами — отсеки непотопляемости и рундуки для хранения запасов провизии; в носовой части салона — объемистый шкаф для одежды и посуды. В правом корпусе цеитральное место занимают
поднимающийся штурманский стол с ящиком для карт и сиденье штурмана.
В корме расположена двуспальная койка, в носу — туалет, оборудованный душем, раковиной и унитазом с прокачкой забортной водой. В самом носу — хранилище парусов. Над туалетом в правом
корпусе и над койкой в левом — имеются открывающиеся светлые люки.
Вход в каждый корпус осуществляется через отверстие в кормовой переборке надстройки и люк на ее крыше со сдвижной крышкой. В бортовые стенки надстроек вмонтированы три круглых иллюминатора.
Проектом предусматривается выпуск двух модификаций «Гепарда»: с открытым мостиком и с салоном на мостике, закрытым легкой рубкой. В первом ворианте, которому, по-видимому, предстоит стать
основиым, впечатляет большое для 8-метрового судна свободное прострвнство.
На П-образном диване кокпита с удобством размещеются 8 человек, а на палубу можно принять 2,5 — метровый тузик, который не создает помех для управления катамараном. Здесь встроены изолированные
друг от друга рундуки для якорей и тросов, газового баллона, бензобака с топливом для подвесного мотора, аккумуляторной батареи емкостью 60 а — ч и шкиперского имущества.
В них предусмотрены шпигаты для удаления случайно пролившегося топлива либо утечки пропан — бутана за борт, что снижает опасность возникновення пожара либо отравления зкипажа газом. В
самоотливном кокпите, отформованном из стеклопластика в виде ванны, которая опущена ниже поверхности мостика, может быть уствновлен складной стол, а на гик накинут тент.
Таким образом на стоянках экипаж получает комфортабельную столовую на открытом воздухе, защищенную от дождя и солнца. Дополнительные площади для отдыха в хорошую погоду— на прочной сетке с
ячейиой 50 X 50 мм, натянутой между корпусами в носовой части и на корме судна. В кормовой переборке кокпита в ДП отформована ниша для подвесного мотора.
При столь больших объемах корпусов и общей ширине судна, и столь развитом насыщении его оборудованием следовало бы ожидать и существенного увеличения водоизмещения, по сравнению с типичными микро
многокорпусниками. Однако водоизмещение «Гепарда» порожнем составляет всего 920 кг, что лишь незначительно превышает массу аналогичных катамаранов.
Конструктору удалось добиться ее снижения путем рационального использования современных армирующих материалое — угле — и стекловолокна, применения трехслойной конструкции корпусов с заполнителем
из пенопласта типа ПХВ, отказа от излишеств в отделке и оборудовании жилых помещений. Например, большинство шкафов и полок не имеют дверец, а туалет закрывается ширмой из парусной
ткани на застежке «молния».
Тщательному анализу были подвергнуты напряжения, действующие в основных конструкциях катамарана, построена пространственная диаграмма их распределения. В соответствим с ней выбиралась схема
армирования каждого участка корпуса — число слоев и расположение волокон, местные усиления из дорогостоящих волокон углерода.
Толщины наружных слоев и заполнителя варьируются по всему корпусу. Ответственные узлы, например, крепление главной поперечной балки к корпусам, имеют пятикрвтный запас
прочиости. Формование корпусоа осуществлялось в матрицах методом вакуумного «мешка», обеспечивающим хорошее проникновение смолы во все поры армирующих материалов и надежность адгезии
наружных слоев с пенопластовым заполнителем.
Кроме мощной главной поперечной балки, отформованной из стеклопластика и имеющей коробчатую конструкцию, корпуса связаны между собой при ломощи двух трубчатых балок из алюминиево — магниевого
сплава. Балки и конструкции мостика соединяются с корпусами на болтах, которые доступны из кают. Вариант с рубкой на мостике выпускается неразборной конструкции.
Шестиметроввя ширина и большой обьем корпусов обеспечивают высокую остойчивость катамарана, что позволило оснастить его эффективной парусностью и компенсировать повышенное аэродинамическое
сопротивлвние надводной части корпуса судна. Для повышения аэродинамического качества на «Гепарде» применены очень узкие и высокие паруса (отношение высоты к ширинв у грота равно 3,34.
У стакселя — 3,75). Они сшиты из жесткой ламинироваииой синтетической ткани. Чтобы при хранении не образовались складки и морщины, грот и стаксель не складывают, как паруса из дакрона, а
наворачиеают на алюминиевую трубу. Грот снабжен сквозными латами; две латы имеются и на «автоматическом» стакселе, который при лавировке не требует работы со шкотами.
Без лат такой стаксель может работать лишь в том случае, если его зедней шкаторине придать змачительную вогнутость, и все равно это будет связано с потерей эффективности паруса. Шкотовый угол
стакселя снабжен алюминиевой шкотовой дощечкой с пятью отверстиями. Закрепляя шкот в то или иное отверстие, можно отрегулировать натяжение обеих свободных шкаторин паруса.
Алюминиевая мачта — поворотного типа. При помощи рычага, закрепленного в нижней части мачты и снабженного двумя линями, ее каплеобразное сечение можно ориентировать большой осью по направлению
вымпельного ветра и тем самым избежать потерь, вызванных завихрениями на подветренной стороне паруса.
Мачта высотой 12,2 м подкреплена одной парой вант и штагом из стальных нержавеющих тросов конструкции 1 Х 19; кроме того имеются две пары ромбовант, обеспечивающих ее устойчивость в пролете между
подпятником — степсом и верхней точкой крепления стоячего такелажа. Вант — путенсы максимально отнесены в корму, что позволило обойтись без бакштагов.
Нижняя шкаторина грота — свободная, не крепится к гику, благодаря чему парус и в нижней своей части имеет оптимальный аэродинамический профиль. При необходимости уменьшить парусность грот
стравливают до нужных риф — кренгельсов (их предусмотрено три примерно через 2 м надевают их на крюки у пятке и ноке гика.
Гика — шкот проведен в пять лопарей; кроме того его можно добирать при помощи одной из шкотовых лебедок с тридцатикратным передаточным числом. На попутных курсах в дополнение к
основным парусам может быть поставлен асимметричный спинакер площадью 50 м2, который снабжен двумя галс — оттяжками, проведенными на форштевни обоих корпусов.
Такой спинакер (см. «КиЯ» N110) ставится без спинакер — гика и при перемене галса экипажу достаточно выполнить простые манипуляции с галс — оттяжками и шкотами, не выходя из кокпита.
Кстати, все ходовые концы фалов и снастей для настройки парусов проведены к кормовым срезам надстроек, где установлены тросовые стопора.
К эксплуатационным достоинствам «Гепарда» относят малую осадку и отсутствие подъемных килей. Достаточное боковое сопротивление корпусам придают невысокие (около 0,45 м) кили, отформованные
вместе с наружной обшивкой корпуса. Балансирные рули расположены под днищем.; их румпели соединены между собой алюминиевой штангой.
«Гепард» строится на небольшой верфи «Клайд кэтс» в устье реки Клайд. Основана она в 1988 г. Всего восемь рабочих высокой квалификации отправляют с верфи каждые шесть недель полностью
оснащенный для плавания очередной «Гепард». Стоимость катамарана — 36000 фунтов стерлингов.
Из зарубежных проектов.
Источник: «Катера и Яхты», №151.