В последних числах августа по приглашению Польского яхтенного кластера (Polish Yacht Cluster) в составе интернациональной группы журналистов «Катера и Яхты»
побывали в регионе Подлясье (Podlaskie) на востоке Польши. В этом просторном краю озер и лесов, граничащем с Литвой и Беларусью, сосредоточена значительная часть польского маломерного
судостроения.
В небольшом курортном городке Августов на озере Нецко (Necko) в течение нескольких дней проходили тестовые испытания яхт и катеров, изготовленных на местных верфях и заводах. Всего нам удалось
походить на четырех парусных и трех моторных судах. Причем однажды всех вывезли в соседний район – на Мазурские озера, и об этом будет отдельный разговор. От поездки осталось много впечатлений,
которыми в предстоящую долгую зиму мы и готовы поделиться с вами, уважаемые читатели.
90% на экспорт.
Польские судостроители по праву гордятся своими успехами в области маломерного флота. В стране зарегистрировано около 900 предприятий, занятых в судостроении, и, согласно статистике, в настоящее
время здесь производится около 15 000 лодок (всевозможных типов и размерений) в год.
Накануне кризиса этот показатель был еще выше – более 22 000 катеров, яхт, лодок выпустили в Польше в 2008 году. Фактически это означает, что каждая 3-я парусная яхта в Европе производится
польскими верфями. При этом каждая 4-я яхта в Европе происходит из восточного региона страны.
В настоящее время ежегодное производство в Восточной Польше составляет около 10 000 маломерных судов в год. С этими цифрами нас познакомили участники инвестиционного форума, в рамках которого и
проходил наш тест-драйв. Регион действительно уделяет большое внимание развитию малого судостроения.
Не случайно сам воевода Подлясья (региональными единицами в Польше являются воеводства, руководят которыми воеводы) лично приветствовал журналистов, собравшихся в Августове, и выступал на всех
мероприятиях.
Восточная Польша – проблемный в экономическом и социальном плане район страны, здесь самая высокая в Польше безработица (до 20%). Вместе с тем здесь же расположены несколько важных
судостроительных верфей, которыми так гордятся поляки – Ostroda Yacht, Delphia Yacht, Galeon и Balt Yacht.
Пока растет производство, сохраняются и надежды людей на работу. Всего на производстве катеров и яхт в Польше заняты 35 000 человек – не бог весть какое количество, но все же…
Практически все главные верфи страны работают с западными заказчиками, выпуская продукцию известных европейских брендов: Jeanneau, Marine Power Europe и Marvin Watersport, Quicksilver и ряда
других. По оценке Польского яхтенного кластера только 10% произведенных лодок находит своих клиентов внутри страны, 90% идет на экспорт (экспортный оборот составляет около 229 млн. евро).
Основные потребители польских верфей – это Германия, Франция и Швеция, на вторых ролях Норвегия, Голландия и Испания. В принципе, польские катера и яхты можно встретить повсюду, включая США и
Арабские Эмираты. Когда-то большой заказ делал Советский Союз, а теперь польские судостроители заинтересованы в развитии новых контактов уже с российскими дилерами и дистрибьюторами.
Маленький интернационал.
Вместе с нами на тест-драйв были приглашены журналисты из Дании, Литвы, Норвегии, Финляндии и Украины. Со скандинавами было интересно поговорить о журналистике, об издательском бизнесе, которого
не миновал общий кризис: уходят, худея кошельками, рекламодатели, а вместе с ними худеют и некогда толстые респектабельные журналы.
Это общая тенденция, общая для Европы картина, к которой теперь всем надо привыкать, как-то приспосабливаться – и финнам, и норвежцам, и нам…
Литовцы, молодые ребята из журнала Vejo! (о нем мы писали в «КиЯ» №240), и украинские коллеги из журнала «Шкипер» составляли нам компанию на испытаниях парусных яхт. В силу наличия общих
интересов, истории и языковой близости многие выходы на воду мы со вершали сообща, делились впечатлениями и комментировали увиденное тоже вместе.
Так, первые два тест-драйва мы провели с литовским тест- пилотом, чартерным капитаном Константинасом Козловасом. Вдвоем мы выходили на небольших по размеру яхтах польской постройки Comet 21 и
Haker 530. Еще в Августове договорились, что Константинас подготовит для нашего журнала небольшой рассказ о своих впечатлениях от Comet 21, в то время как сам я взялся за описание «хакера».
Haker 530
В первый же день испытаний – сильный порывистый ветер вперемежку с мелким дождем, отчего захотелось забиться в каюту симпатичного хаусбота, ошвартованного здесь же, у причала.
Однако у организаторов для каждого из нас уже готово расписание. Мне выпадает идти на самой маленькой из представленных на тест-драйв лодок, открытом «дэйсейлере» Haker 530.
В 2012 году этот швертбот был номинирован на премию POLBOAT в категории «Парусная яхта года», которую традиционно вручают на ежегодной польской бот-шоу «Ветер и Вода». Премия досталась другой
яхте (Delphia 31), однако о Haker заговорили, он оказался на виду.
Внешне лодка производит весьма благоприятное впечатление: небольшая, пузатенькая и вместе с тем элегантная яхта с мягкими обводами. Есть в них что-то от старой доброй «Пеллы» с лодочной станции
из парка культуры и отдыха. Это сразу располагает к себе, успокаивает, настраивает на «покатушечный» лад.
Хотя, конечно, мужественный прямой штевень и открытый кокпит напоминают о том, что перед нами – современная и весьма технологичная лодка. Тонкая профилированная алюминиевая мачта с одной па рой
краспиц (без бакштагов и ахтерштага), стаксель на закрутке, мягкий лавсановый грот со свободной нижней шкаториной, небрежно сброшенный на гик в ожидании подъема.
Рабочее пространство лодки формирует трехуровневая палубная секция. Днище кокпита, где совершаются основные перемещения, само по себе не широкое – более чем 2-метровая ширина яхты наполовину
выбирается просторными банками. Банки, внутри которых организованы рундуки, неразрывно связаны с палубой бака, а высокий объемный фальш-борт обеспечивает оптимальную высоту борта яхты, а также
безопасное раз мещение в кокпите и перемещение по палубе.
Бак совершенно свободен от оборудования, палубных вырезов и снастей и не несет никакой нагрузки – при убранном стакселе это в чистом виде «пляж», место для приема солнечных ванн.
Собственно, швертбот так и преподносится потребителю: это яхта для коротких дневных выходов в хорошую погоду, лодка для активного отдыха всей семьей, учебный швертбот для начинающих яхтсменов.
Что ж, посмотрим, как Haker ведет себя на воде, да в свежий ветер!
Роберт Зайдел, один из создателей Haker 530 и совладелец мастерской Fiber Studio, где изготовлена лодка, показывает устройство яхты. На «хакере» применена схема с поворотным швертом, подъем
которого обеспечивается из кокпита отдельной снастью, пропущенной через 2 блока. Новичкам это облегчит тренировку техники подходов к берегу по мелководью.
Хотя, о чем беспокоиться, если осадка даже с полностью выпущенным пером – меньше метра (95 см)! Сам шверт, кстати, весит 30 кг, так что его подъем требует ощутимых усилий.
Лодка довольно быстро разгоняется на любом курсе, набирая скорость плавно, не рывком. Вообще, в ее движении, в управлении ею присутствует определенная мягкость.
Ощущения схожи с теми, что испытываешь, когда пересаживаешься с «девятки» на нормальную иномарку: она мягче во всем – в работе педалей, переключении передач, рулежке. Вот и здесь присутствовала
эта плавность, создающая комфорт и чувство безопасности.
Впрочем, на лавировке вскрылись и другие качества, которые надо отметить. Непритязательное парусное вооружение с тянущимся гротом и провисающим по передней шкаторине (только ли в закрутке здесь
вопрос) стакселем не позволяет говорить уверенно о возможностях яхты идти остро к ветру.
Вероятно, если когда-нибудь для владельцев Haker будет организована серия регат, можно озадачиться и пошивом гоночного комплекта парусов. Но сейчас это никому не нужно – лодка не претендует на
спортивный статус.
В оборудовании «хакера» нет ничего, что могло бы отпугнуть потенциального новичка, решившего заняться парусным спортом. Количество элементов управления парусами сведено к минимуму: кроме
балеринки гика-шкота, снабженной кулачковым стопором и закрепленной в ДП, да пары простых блочков стаксель-шкота в кокпите буквально не за что зацепиться.
Правда, к мачте выведена классическая веревочная гика-оттяжка, но это, пожалуй, единственное, что напоминает нам о возможности каким-то образом настраивать паруса.
В сильный ветер Haker существенно кренится. Это и понятно – сама лодка легкая, и заформованного 100-килограммового балласта мало для того, чтобы оставаться безучастным к движениям яхты. На
порывах нужно довольно интенсивно откренивать. Поскольку ремней в кокпите нет, приходится упираться ногами в отформованный в ДП выступ, а, скажем так, поясницей ложиться на фальшборт.
Благо он высокий и сам имеет ширину – в целом спине комфорт но. Иногда раздувало так, что и откренки вдвоем было мало, приходилось сбрасывать грот. Правда, часто потравливали и стаксель: стопоров
на шкотах нет, и сопротивляться тяге даже такого небольшого по площади паруса бывало тяжело. Впрочем, это упрощение проводки можно рассматри вать как своеобразный силовой тренажер.
В целом, прогулка под парусом на Haker 530 нам понравилась и показала, что эта яхта полностью оправдывает свое назначение удобной и безопасной лодки для обучения новичков и приобретения практики
работы с парусами. Добавим, что в свободной продаже в Европе Haker 530 можно встретить по цене около 7000 евро.
Comet 21
Константинас Козловас, Литва.
Парусная яхта Comet 21 – один из самых удачных проектов итальянской компании Comar Yachts и конструктора Серджио Луполи. Всего в серии Comet Sport выпускается 8 типов яхт в диапазоне длин от 21
до 50 футов. Comet 21 необычайно популярна у себя на родине, в Италии, однако соревнования на яхтах этого класса проводятся и в других европейских странах. В том числе и в Польше, где налажено
производство этой лодки.
Что мы увидели, подойдя к яхте?
В первую очередь, внимание на себя обращают спортивные обводы лодки, просторный и длинный открытый кокпит, красивая эффектная углепластиковая мачта и углепластиковый гик. Создается впечатление,
что все это я где-то уже видел: похоже, что в конструкции использованы решения, характерные и для больших океанских яхт класса Open – например, Volvo 60.
На яхте установлено хорошее палубное оборудование и бегучий такелаж, шкотовые лебедки, стопора и блоки Harken. В основной комплект парусов входят грот 17.2 м2 , стаксель 8.5 м2 и генакер – 38 м2
Рассматриваем проводку: крепление гика-шкота – на ремнях, грот со свободной нижней шкаториной фиксируется на гике за шкотовый угол также ремнем на липучках.
Отмечаю разные приятные мелочи. Так, если у вас появится необходимость установки подвесного мотора, на задней стенке кокпита для его крепления предусмотрены отверстия под кронштейны. В корме на
стенках кокпита смонтированы 2 складные утки, чего не хватает на многих яхтах тех же размерений, например First 7.5. Мои соседи по яхт-клубу стоят у причала, просто привязывая швартовы к релингу.
Испытания яхты на ходу и впечатления.
Без движения вперед яхта практически не управляема, вывести из левентика ее очень тяжело, однако, как только появляется ход, она уверенно бежит вперед. При ветре 6–7 м/с яхта лавировала со
скоростью 4–6 уз. Нам, правда, не удалось испытать ее на полном курсе под генакером (не оказалось в комплекте), но уверены, точно так же резво бежит она и под полными парусами.
Днище у яхты плоское, спроектировано под глиссирование. Фальшкиль на Comet 21 подъемный, он поднимается специальной талью только для транспортировки.
Во время испытаний на озере не оказалось яхт таких же размерений, как Comet, и нам не с кем было погоняться, но и без того было ясно, что эта лодка обладает большими гоночными возможностями и
потенциалом.
Мы прошлись разными курсами, на порывах активно откренивая лодку. Яхта весит всего лишь полтонны и хорошо откренивается. Опытная, слаженная команда из 3 человек в наших ветровых условиях легко бы
прибавила 1–1.5 узла к тому, чего смогли добиться мы сами.
Не понравилось, что ремни леерного ограждения легко провисают даже под слабой нагрузкой, сползая ниже поясницы. При отсутствии в кокпите ремней для фиксации стоп при откренке это рождало чувство
опасности выпасть за борт. Хочется, чтобы на дне кокпита были закреплены ремни, или же леерные стойки удерживали леера в достаточном натяжении.
Еще одной неожиданной неприятностью оказалось слишком низкое положение румпеля, которого он может достигать. Если не проконтролировать свои движения, то во время поворота румпель может упереться
в край стенки кокпита, блокируя дальнейшую перекладку руля.
Хотя сам по себе поворот пера руля возможен на угол до 85° в обе стороны от ДП, так что разворот яхты происходит довольно резко. При швартовке, например, можно остановить яхту разворотом с
приведением до левентика практически на месте, что, несомненно, удобно. В этот момент яхта – как игрушка. Правда, в положении левентик мгновенно теряется управляемость, поэтому нужно грамотно
рассчитывать дрейф до причала.
Яхта понравилась мне так сильно, что при первой же возможности на следующий день я с огромным удовольствием повторил свой выход на воду. Общее впечатление от Comet 21 – это прекрасная игрушка, на
которой я чувствовал себя счастливым мальчиком.
Андрей Петров.
Фото автора и Эгле Касперавичуте.
Источник: «Катера и Яхты», №241.