Бриллиантовый подход

Дубайский авиасалон, который проводится раз в два года, можно смело отнести к главному авиационному событию на Ближнем Востоке. Его ждут, к нему готовятся, на нем активно работают и подписывают многомиллиардные контракты. Но в то же время, деловая авиация на Dubai Airshow традиционно представлена достаточно слабо. Этому есть объяснение – именно в Дубай и Абу-Даби проходят специализированные выставки МЕВА и Abu-Dhabi Air Expo, которые как раз и собирают исключительно производителей и компании, которые работают на рынке бизнес-авиации.

Но несмотря на это, из года в год мы обязательно прилетаем в Дубай и общаемся с нашими, пусть даже и малочисленными коллегами. В этом году на Dubai Airshow производители привезли свои флагманы, впрочем, настоящих премьер не было, а посетителей больше интересовал пилотаж наших «Русских Витязей» и суперсовременного Су-35. А вот провайдеры подготовились к выставке основательно.

Главными ньюсмейкерами стали Jetex и DC Aviation, которые презентовали свои новые планы развития в аэропорту Аль Мактум. Мы лично посетили FBO Jetex и новый ангарный комплекс DC Aviation и были поражены не только объемами, но и сроками реализации проектов. Вообще уже через год аэропорт Аль-Мактум сложно будет узнать. Здесь для деловой авиации настоящий инвестиционный рай, администрация аэропорта приветствует любые проекты, связанные с развитием инфраструктуры, благо места предостаточно, а удаленность от финансового центра Дубай уже через год будет формальной. Город наступает, а если учесть, что через два с небольшим года здесь пройдет EXPO 2020, то можете себе представить уровень и масштабы строительства. Цифры «пугают» – десятки миллиардов долларов будут освоены в ближайшие пару лет, но организаторы уверены, что срок окупаемости вложенных средств минимальный. Но и это не главное – создаются тысячи рабочих мест, в страну льются потоки инвестиций. Да и инвестировать в эту экономику отнюдь не страшно. Бриллиантовый подход – именно так экономисты ОАЭ говорят о зарубежных деньгах. Каждый дирхам, вложенный в экономику страну, это своего рода бриллиант, который хозяева принимают в дар от гостя. А о гостеприимстве Эмиратов, вернее, об отношении к гостю, рассказывать нет необходимости. Почувствуй разницу, так сказать…

Но вернемся на выставку. Как нам показалась, наибольшее внимание посетителей привлек Dassault Falcon 8X и Gulfstream G650. И в этом нет ничего странного – арабский клиент любит роскошные и производительные машины. Представители обоих производителей весьма позитивно отозвались о прошедшем салоне, однако комментировать насколько удачно он прошел не стали, предпочтя отделаться дежурными улыбками – very good! Из роскошных лайнеров можно отметить Dream Jet от Deer Jet и два ACJ319 от Comlux и Emirates Executive. Но эти машины нам отлично знакомы и поэтому, пообщавшись с друзьями на борту и отведав чудесного восточного кофе, мы продолжали свое путешествие по статике.   

Bombardier в этом году показал несколько машин. Флагман Global 6000 стал любимцем у местных владельцев, поэтому было много вопросов по будущей модели Global 7000, которая по оценке производителя имеет все шансы войти в тройку самых продаваемых типов ультрадальних джетов в регионе. С этим не поспоришь, каждый четвертый джет на перроне аэропорта Аль-Мактум – Bombardier Global.

Прилетел на Dubai Airshow и наш отечественный джет – SSJ в VIP конфигурации. Салон добротный, обещают увеличить дальность до семи с половиной тысяч, подтянем маркетинг, и самолет очень даже станет конкурентным. Но официальные лица ведут себя так, как будто мы им, что-то должны, а потом обижаются, что о SSJ, пардон, о SBJ так мало пишут. У нас руки опускаются от ваших кислых физиономий и корявых комментариев, так что не обессудьте. Но повторим, что машина нормальная.

Вертолетный сегмент был представлен достаточно обширно. Наше внимание привлек Bell 525 и его младший брат Bell 505. «Пятьсот двадцать пятую» машину мы видели впервые. И что скрывать, поразил. Очень добротный и, самое главное, огромный вертолет. С VIP-интерьером реально 525 будет серьезно конкурировать в своем классе и отнимет часть клиентов у Leonardo и Airbus Helicopters. А Leonardo представил уже классические AW169 и AW189. Последняя машина была в цветах Falcon Aviation, и мы подробно расскажем о нашей беседе с главой оператора чуть позже.

А что же малыши? За всех «отдувался» Pilatus Aircraft. Сразу два PC-12NG на статике и самый оживленный стенд. Еще бы, уже в конце года первые клиенты начнут получать реактивных первенцев швейцарского производителя, среди которых как раз и Falcon Aviation. Самого РС-24 в Дубай не было, летные прототипы заканчивают сертификационную программу тестами на грунте. Но все равно внимание к новой модели не уменьшилось.  

Embraer в этом году сделал ставку на машины суперсреднего и ультрадальнего классов. Lineage 1000 безусловно заинтересовал ближневосточных клиентов, за счет огромного салона и возможности установить в нем достаточно много того, что предпочитают восточные владельцы. Да, да именно так нам и сказали. А если серьезно, то несколько Lineage уже летают в регионе, выполняя как чартерные рейсы, так и работая под владельца. Тот же Falcon Aviation весьма доволен машиной и уже рассматривает возможность приобретения второго борта или его лизинга. А вот Legacy 600/650 – настоящие рабочие лошадки региона. Пожалуй, это один из самых распространенных типов в Заливе. В этот раз на авиасалоне было представлено сразу три самолета от различных операторов, которые достаточно бойко «торговали», стараясь прямо на выставки найти себе клиентов. Было интересно наблюдать за бойкой торговлей за летный час, но так здесь устроен рынок. Стенды и шале – это здорово, но личное общение в неформальной обстановке на борту самолета – оптимальный маркетинговый ход.

Как всегда самый сильный статический стенд был у VistaJet, которая представила Global 6000. О результатах работы в регионе мы писали накануне открытия салона, поэтому просто побеседовали на отвлеченные темы со знакомыми «коммерсантами», которые очень позитивно рассказывали о небывалом спросе на услуги VistaJet в России. Это было приятно.

Некоторые продавцы использовали Dubai Airshow в качестве площадки для продажи воздушных судов. Нами были замечены Citation X, Global 6000 и пару Gulfstream. Но судя по отсутствию ажиотажа, это была явно не «неделя продавца».

Еще одним представителей «последней волны» суперсредних джетов был Citation Latitude. Самолет с большим потенциалом и хорошим ценником, и мы уверены, что он понравился посетителям, но пообщаться с представителя производителя, увы, не удалось. Но про этот самолет мы рассказывали достаточно много, так что особо не расстроились.

А вот в павильонах было реально скучно и поэтому мы эту тему обойдем стороной. Единственная выгода от нахождения в павильоне – это кондиционер. В дни проведения салона было жарко и душно, и только здесь прохлада и можно было перевезти дух, чтобы продолжить путешествие по статической площадке. Еще бросилось в глаза, что арабы все больше и больше хотят летать самостоятельно. И здесь рай для производителей небольших самолетов, которые рассчитаны как раз на эту категорию покупателей. И гуру в этом сегменте на авиасалоне был австрийский Diamond, который привез на выставку всю линейку во главе с флагманом DA62.  

В принципе рассказывать больше не о чем. Мы получили массу удовольствия от встречи с друзьями и партнерами. Гостеприимству наших арабских друзей не было края, и мы это ценим. Мы готовились к достаточно скучному салону, а получили массу позитива и наладили новые связи. Хотя, согласитесь, что даже просто посмотреть на новинки коммерческой и военной авиации весьма приятно. Так что с большей долей вероятности через два года мы вновь прилетим на авиасалон, а в наступающем году Dubai Airshow передает эстафету MEBA – вот где будет для нас праздник!

Заказать тюнинг или постройку яхты, самолета, вертолета Вы можете по форме ниже!