В последнее время все больше людей приобщается к морским путешествиям, причем популярностью пользуются не только яхтенные
круизы и прогулки выходного дня, но и многодневные морские экспедиции. Цели путешествий, яхты, команды, маршруты могут быть разными, но неизменными остаются мастерство хождения под парусом и
экипировка экипажа.
Как готовились морские экспедиции сотни лет назад? К примеру, для Второй Камчатской экспедиции под командованием Витуса
Беринга тщательным образом запасался провиант и всевозможное морское снаряжение. Об одежде в описаниях экспедиции мало что говорится, но стоит отметить, что какой-то специальной экипировки для
морских путешествий тогда не было.
В море носили то же, что и на суше. Чего нельзя сказать об алеутах, которые, занимаясь промыслом китов, нерпы и морского
котика, шили прочные непромокаемые костюмы из кишок морских животных.
Пожалуй, они и изобрели первый морской непром: к отверстию в байдаре, где сидел человек, пришивался мешок из желудка морского млекопитающего с лямкой. Охотник садился в байдару, накидывал на
плечо лямку – чтобы защита от воды надежно сидела – и в сухой одежде промышлял зверя.
Сегодня для морских выходов используют высококачественную яхтенную одежду из технологичных материалов. Она отлично защищает от ветра и воды, но стоит недешево.
Многие люди, прежде чем понять, будут ли они серьезно заниматься парусом, делают пробные морские выходы. Нужно ли для первого выхода в море покупать профессиональное снаряжение? И какими
качествами должна обладать яхтенная одежда?
Каким деталям следует уделить внимание?
Морские путешествия – это всегда особые погодные условия. Вне зависимости от продолжительности экспедиции погода может значительно меняться, поэтому команда должна быть к ней готова. Современная
экипировка позволяет человеку чувствовать себя относительно комфортно в большинстве погодных ситуаций.
Прежде чем отправляться в морское приключение, необходимо четко знать климатические особенности территорий, по которым планируется маршрут. И, исходя из этого, подбирать одежду. Если это поход
вдоль берегов Средиземного моря, то вполне будет достаточно яхтенной «униформы» с маркировкой Coastal (прибрежный), но если вы идете в Балтийское море, то уже необходима маркировка Offshore
(открытое море).
В более суровых районах, таких как Берингово море, комфортно будет в костюме категории Ocean (океан). И пусть лучше маркировка одежды будет на порядок выше согласно зоне ее использования, чем
команда будет мокнуть и замерзать.
Лучше всего использовать специальную яхтенную одежду и именно современную. Ни в коем случае не надевайте рыбацкие непромокаемые костюмы – они не «дышат». Кроме того в экипировке предпочтительнее
вещи из искусственных материалов (хотя некоторые известные фирмы, например американская Patagonia, производят термобелье из чистой шерсти).
Используйте только мембранные ткани и специальные волокна. Они быстро сохнут, хорошо «дышат», отводят влагу от тела. К тому же искусственные ткани весят значительно меньше натуральных, имеют
меньший объем и меньше впитывают запахи. А это важно, особенно когда экспедиция длительная и лодка небольшая.
Какие мелкие, но важные детали следует учитывать:
• Цвет одежды. Желательно, чтобы это были яркие костюмы. И на фотографиях красиво смотрятся, и в воде издалека заметны. В море случается всякое.
• Высокий воротник и объемный капюшон у куртки. С ними всегда тепло, лицо и голова хорошо защищены. В особенно холодные часы легко согреться, подышав внутрь воротника.
• Головные уборы. Специальная шапочка из Polartec гораздо теплее вязаной. Она не продувается, медленно намокает и хорошо сохраняет тепло. К тому же быстро сохнет и не теряет форму. Значительно
функциональнее балаклава. Она закрывает все нежные части тела – уши, макушку и шею. Прекрасное изобретение, которым настоятельно рекомендуется пользоваться. Вместо шапочки и защиты на горло у вас
только одна вещь.
• Перчатки. Как минимум две пары. Одна – с обрезанными пальцами. При работе с концами перчатки быстро промокают, а выходить на вахту на ветер и холод в мокрых перчатках – портить руки.
• Носки. Как и голова, ноги всегда должны быть в тепле и сухости. Термоноски хорошо впитывают влагу, греют и сохнут относительно быстро.
• Обувь. Пригодятся легкие тапочки, резиновые и кожаные сапоги. Последние необходимы, только если предстоит переход в холодных и суровых погодных условиях. На случай промокания или утери тапочек
всегда должны быть запасные.
Для первого выхода: профессиональная экипировка или качественная одежда для сухопутных путешествий? Конечно, если вы занимаетесь парусом серьезно – то комбинезон и куртка просто необходимы. Но
если решили отправиться в морское путешествие впервые? А если передвижение на яхте – это лишь способ добраться до пункта назначения, где часть путешествия пройдет пешком? Сколько комплектов
одежды брать с собой, особенно, если лодка небольшая, а места в рундуках мало?
Можно ли на яхте использовать неспециальные предметы одежды? Во время экспедиции на Командорские острова в Беринговом море и Тихом океане мы хорошо это протестировали. Возьмем для сравнения
профессиональную яхтенную экипировку Helly Hansen и одежду для активного отдыха и путешествий Didriksons 1913.
Вода, ветер и невысокие температуры – вот от чего следует защищать тело в море. И с этой задачей легко справляются современные ткани, разработанные специально для яхтсменов. В первом случае –
мембранная ткань, не пропускающая влагу, но при этом хорошо дышащая. Дополнительную воздушную прослойку создавала подкладка у куртки, местами выполненная из сетчатой ткани.
У нас в экспедиции было мало солнца и относительно прохладно, поэтому вопрос сохранения тепла был важным. Костюмы Pulsar от Didriksons 1913 водонепроницаемые, изготовлены из современных
материалов и предназначены для сухопутных путешествий. Их мембранная ткань значительно тоньше, чем на специализированном непроме, однако имеет высокую степень защиты 15, швы проклеены и не
пропускают влагу.
Другое дело, что костюмы однослойные – а значит, при крепком ветре и невысоких температурах в морских условиях в них менее комфортно, чем в непроме H/H, но не критично. Прочность ткани
высокая – но нет специальных нашивок на коленях.
В яхтенном походе важно, чтобы куртка имела значительную длину, а брюки были полукомбинезоном. Так снижаются теплопотери и защищается спина. На яхте не только приходится стоять у руля, но и
ползать по палубе, наклоняться, сидеть, а ветер всегда готов найти любую лазейку в экипировке яхтсмена.
Почти все брюки для активного отдыха и путешествий отличаются достаточно низкой посадкой. И даже если и имеют специальные лямки – чтобы лучше сидеть на фигуре – все равно проигрывают уютному
полукомбинезону. Конечно, хорошая длина куртки это компенсирует, но ночные вахты дают почувствовать разницу.
Очень важно, чтобы вода ни при каких обстоятельствах не попадала внутрь одежды. Потому важны не только водонепроницаемые свойства ткани, но и наличие плотных манжетов. Все манжеты должны крепко и
максимально плотно застегиваться, а штанины должны натягиваться на резиновые сапоги и опять же застегиваться на «липучки».
В этом плане и непром, и сухопутные костюмы показали одинаковую высокую функциональность.
От ветра и дождя лицо и шею яхтсмена надежно защищает высокий воротник и объемный капюшон с козырьком и возможностями регулировки в разных направлениях.
У куртки H/H средних размеров воротник, но бывают модели, где эта деталь в вертикальном положении прикрывает большую часть головы и затылок. Изнутри воротник покрыт приятным трикотажем, а при
желании согреться можно просто немного подышать внутрь куртки, и на воротнике не будет конденсата.
Капюшон с козырьком, кулиской по окружности и липучкой на затылочной части хорошо регулируется в объеме. У курток Didriksons 1913 капюшон также регулируется как следует – но у них отсутствует
высокий воротник. Балаклава, надетая нижним слоем, спасала положение, но без нее в ветер никак.
Таким образом, для хождения в относительно теплых регионах, как например Средиземное море, если вы только решили попробовать ходить под парусом, и у вас нет желания тратить деньги на специальный
непром на один выход – можете смело использовать одежду для сухопутных путешествий. Только убедитесь, что у нее высокие показатели ветро- и влагозащиты.
Обращайте внимание на длину куртки и возможность регулировки объема манжет на куртке и брюках. Имейте достаточный запас теплой одежды, которую в случае необходимости можно надеть под
влагозащитный костюм. Но если ваши интересы простираются в сторону суровых морей или даже океанов – используйте только профессиональную экипировку. Тогда – относительный комфорт вам гарантирован.
Оксана Юркова.
Источник: «Катера и Яхты», №243.