Как бы ни разнились парусные суда, которые можно встретить в самых разных морях, у всех непременно есть одна маленькая, но дельная вещь, — такелажный блок. И на парусной лодке аборигена
тропических островов, и на спортивной яхте без него не обойтись. Практически любое действие по управлению парусным судном сопровождается работой этих помощников моряка, изменяющих
направление тяги, облегчающих труд экипажа. Переоценить роль этого приспособления на парусной яхте трудно — слишком много от него зависит: и скорость маневрирования, и легкость работы с
парусом, и безопасность экипажа…
Список можно продолжать до бесконечности. Вплоть до того, что управлять маленьким спортивным швертботом можно вообще без руля (за счет передвижения экипажа и работы парусами), но без блоков —
никак!
Лет 20-25 назад проблемы выбора перед нашими яхтсменами не стояло. Альтернативы блокам отечественного производства фактически не было. Десятки соревнований, походов и просто прогулок под парусом
сопровождались обычными происшествиями — блок разваливался в самый ответственный момент: при повороте, на порыве ветра, да еще в самом недоступном месте (на топе мачты, например).
Итог — проигранные метры на ответственном старте, изрядно потрепанные нервы бывалых рулевых, а то и серьезные аварии. При чем интрига была н в том, что замена такой «дельной» вещи не
всегда имела смысл. Срок службы изделия был невелик, новехонький механизм мог подвести на первой же неделе.
Народные умельцы перебирал и подшипник и вручную, изобретали самодельные устройства. Разновидностей блоков также было не много — приходилось пользоваться неудобными и громоздкими системами
талей, оттяжек, сооруженными из подручных материалов.
В наше время перед яхтсменами стоит другая нелегкая проблема — проблема выбора. Обеспечение судна дельными вещами обходится в кругленькую сумму: стоимость одних систем из блоков может
составлять до 10% стоимости яхты.
Довольно затратно приобретать некачественное или функционально неправильно подобранное оборудование. Но грамотный выбор позволит получать большее удовольствие от хождения под парусом. А как
его сделать правильно?
Начнем с того, что выпускаемые сегодня блоки различаются, во-первых, материалами, из которых они изготовлеиы. Это могут быть пластики, нержавеющая сталь, медные сплавы, углеволокио и т.д.
Возможно сочетание различных материалов.
Одни блоки более легкие, другие более прочные, но несомненно и то, что для успешной работы они непременно должны соответствовать нагрузке, при которой их будут использовать. Шкив блока
может быть с подшипником качения и без; подшипник, облегчающий вращение шкива, не всегда необходим, его отсутствие может значительно снизить стоимость изделия.
Конструкция блока может изменяться в зависимости от назначения.
Блок может быть снабжен кулачковым или щелевым стопором, карабином, вертлюжным или фиксированным обухом. Он может быть навесным или палубным, может устанавливаться вертикально или
горизонтально…
При покупке блока следует обратить внимание и на соответствие диаметра шкива и троса. Слишком толстый трос попросту не войдет в блок или будет затруднять его работу трением. Или наоборот: тонкий
трос может пропиливать желоб шкива и попадать в зазор между шкивом и щечкой блока.
Что сегодня предлагают производители яхтенного оборудования? Но пробуем подобрать несколько вариантов из наличествующего в России ассортимента для вооружения парусной яхты. Все
варианты в рамках одной статьи рассмотреть невозможно, поэтому ограничимся поиском блоков для небольшой парусной яхты длиной 25 футов.
Для этого в поисковой системе Интернета мы разыскали продавцов дельных вещей и обратились к ним. Хотя времена дефицита давно миновали, оказалось, что в этом товарном сегменте не все так хорошо,
как хотелось бы… Нередко на выбор того или иного товара влияет наличие его на складе и отношение продавца.
В процессе написания статьи отношения с продавцами не задались с самого начала. Кто – то из дилеров попросту игнорировал запрос, кто – то формально отписывался, и добыть нужную информацию
оказалось не так –то просто. Вывод напрашивался однозначный: покупатель сам должен знать, что хочет, и быть «занудным».
Причем, как ни странно, поставщики яхтенного оборудования из Санкт – Петербурга проявили себя в этом плане на голову выше москвичей. Среди первых на запрос ответили поставщики оборудования фирмы
«Harken».
Продукция компании производится в США и Италии и поставляется в 48 стран мира. Оборудование «Hаrкеn» можно встретить как на небольших швертботах, так и на суперъяхтах. Ассортимент этой марки
велик — яхту можно укомплектовать от «А» до «Я». В каталоге есть не только разнообразные блоки, но и закрутки стакселя и шкотовые лебедки (а также подробные схемы различных проводок).
Среди оборудования для небольших яхт (рассматриваемый нами случай) выделяется серия блоков «Саrbо Airblocks». Такие блоки производитель позиционирует как прочные, надежные и доступные. В них
заложена концепция «минимум лишних деталей в сочетании с современными материалами».
Они на 30% легче классических блоков и выдерживают до 60% большую нагрузку. Корпус выполнен из облегченного нейлона с защитой от ультрафиолетового излучения.
Серия объединяет блоки с различным диаметром шкива. Самый маленький вариант (29 мм) предлагается использовать на небольших швертботах типа «Оптимист». Характерной особенностью у двух — и трех
шкивных блоков является возможность фиксировать вертлюжную скобу в двух позициях (параллельно оси вращения шкива и перпендикулярно).
Одношкивный блок «Garbo» может подвешиваться на «шкертике» вместо скобы: веревка просто обматывается несколько раз и фиксируется узлом. Получается гибкое соединение, избавляющее от
такой напасти, как потерянные пальцы скоб. Следующий размер шкива — 40 мм. Такие блоки подходят для небольших килевых яхт или швертботов покрупнее.
У блока, оснащeнного кулачковым стопором, есть возможность перевернуть стопор «вверх тормашками». Далее в серии предусмотpeны блоки с диаметром шкива 57 и 75 мм.
Для сравнения с высокотехнологичными блоками «Carbo Airblocks» подходит продукция австралийской фирмы «Ronstan».
Этот производитель стал известен на отечественном рынке не так давно, но успел завоевать доверие многих яхтсменов. Одна из последних разработок — серия «Orbit», интересная по конструкции и
дизайну. Блоки производятся из анодированного алюминия, усиленного стеклопластиком нейлона, карбонового полимера и т. д.
При разработке серии ставка делалась на высокую прочность и износостойкость конструкции в сочетании с минимальным весом. Здесь нет лишних деталей, даже шарики подшипника размещены только в
активных зонах шкивов.
В этой серии широко распространено крепление блоков посредством обушка из троса. В отличие от системы, предложенной «Harken», где блок просто подвязывается, «Ronstan» предлагает кольцо из
двойным, пропитанной специальным составом для защиты от ультрафиолета. Отсутствие узлов при таком креплении увеличивает допустимую нагрузку.
Блок может наклоняться и поворачиваться практически в любом направлении, не надо подбирать изогнутую скобу или одевать их по две, чтобы расположить правильно шкив. Однако в некоторых
случаях такелажная скоба необходима, поэтому блоки, оснащенные скобой из нержавеющей стали, тоже выпускаются.
Преимущества современных технологий наглядно демонстрирует самый миниатюрный блок серии «Orbit». Он имеет диаметр шкива 20 мм, весит всего 9 г, но допустимая |рабочая нагрузка доходит до 250
кг. Максимальный диаметр троса при этом 6 мм.
Этот блочок выполнен из высококачественнго нейлона, шкив из угольного волокна, а подшипник из нержавеющей стали. В серии «Orbit» выпускаются блоки диаметром шкива 30, 40, 55 и 75 мм. Серия
интересна и тем.
Что благодаря оригинальному_ дизайну, однообушковый блок превращается в двухобушковый и наоборот; работу блока с кулачковым стопором можно настроить, изменив угол наклона стопора. Вобщем,
множество различных новшеств в конструкции призванных облегчить жизнь, улучшить результаты и просто порадовать яхтсмена (Таблица 1).
Итак, мы видим что первый образец превосходит второй по допустимой нагрузке. Мри этом у блока «Harkеn» больше максимальный диаметр троса но после сравнения прочности это не кажется
столь важным. Отдельно хочу сравнить еще один вид блоков — стопорных. (Таблица 2).
Очевидно, что при выборе стопорного блока самым важным моментом является показатель удержания троса. У «Ronstan» он вдвое выше. Вместо стандартных 8 зацепов шкива, предотвращающих
проскальзывание троса (у «Нагкеn» и других производителей), блоки «Ronstan» имеют 12 зацепов.
Кроме того, зацепы смещены относительно шкива, поэтому трос сам соскальзывает в зону захвата. Еще одно сущecтвеннoe конструктивное различие заключается в возможности переключения из
автоматического стопорного режима в «ручной».
Это важный момент при использовании стопорного блока на спортивных швертботах. На данный момент эта функция есть только у стопорных блоков «Ronstan». Такие достоинства были высоко оценены мировым
лидером по производству детских спортивных яхт класса «Оптимист» — «Winner».
Швертботы с наилучшей гоночной комплектацией оборудуютсея стопорными блоками «Ronstan», даже если остальные блоки — других марок.
Следующая система, которой следует уделить внимание, — гика — шкот. Рассмотрим вариант, состоящий из двух блоков: лонготакельный и лонготакельный двухобушковый с кулачковым стопором.
К упомянутым выше производителям в нашем сравнительном анализе присоединятся еще «Lewmаг» и «Barton». Чтобы не загромождать таблицу сравним только лонготакельные блоки со
стопором. (Таблица 3).
Добавим, что у большинства производителей представленные варианты являются не единственно возможными для использования в подобной системе. Например, у «Наrкеn» сеть аналогичный блок со
стопорным механизмом подшипника (так называемой «трещеткой»), а также блок с алюминиевым корпусом.
У «Ronstan» в ассортименте присутствует блок из упомянутой выше серии «Orbit».
Теперь попробуем подобрать систему погона стаксель -шкота. Рассмотрим комплект на два борта состоящий из каретки с блоком и погона с законцовками. Существует два вида кареток:
подшипниковые и стопорные.
Для единообразия рассмотрим вариант со стопорной кареткой и начнем опять с «Hаrкеn» Подобный набор обойдется приблизительно в 18000 руб. (коды комплекта: 2751.1, 2722,393 S/Р) при длине погона
в 1 м и установке каретки со штатным блоком («Триумф Марин»).
Самый простой и бюджетный вариант – «Barton» (коды комплекта: 22100, 220,40, 22901), его ориентировочная стоимость при длине погона 1,8 м будет менее 10000 руб. (каталог «Mantim»). К сожалению,
у фирмы «Lewmar» подобный погон в ассортименте нe представлен.
Для яхты нашей длины можно приобрести только более сложную систему на подшипниках, которая к условиям нашего анализа не подходит. «Ronstan» в выбранной категории предлагает 25 мм погон
(возможная длина от 0,5 до 6 м) и каретку с 55 мм подшипниковым блоком из уже знакомой нам серии «Orbit».
При длине потна 1,5 м стоимость набора составит около 10100 руб. (коды комплекта: R.С72537, RC7251-1.5, RC725R1).(«Фордевинд-Регата»). В виду огромного количества разнообразных систем и
проводок на яхте подобные сравнения можно проводить до бесконечности.
В статье не упомянуты такие производители, как «Holt» (компания переживает трудные времена), «Allen» — выпускает узкий ряд маленьких блоков для швертботов, «Viadana» (не имеет
официального дилера в России) и др. Однако рассмотренные варианты отличаются широким ассортиментом и хорошо зарекомендовавшим себя качеством.
Добавлю еще пару слов о производителях. Как уже упоминалось, большим плюсом «Наrкеn» является возможность оборудовать яхту — вне зависимости от ее размера — всем палубным оборудованием
и системами этой фирмы.
Из недостатков марки отмечу дороговизну. Ассортимент «Lewmаr» рассчитан и основном на яхты покрупнее, но и у этого бренда огромный список товаров. Можно заказать качественные люки и
иллюминаторы, якорные и шкотовые лебедки на любой вкус…
«Ronstan» в этом плане отстает от конкурентов: нет ни люков, ни лебедок, хотя с каждым годом компания расширяет ассортимент. Будем надеяться, что через некоторое время пустые ниши в списке
оборудо- вания в их каталогах будут заполнены, поскольку только у продавцов «Ronstan» все запрашиваемые позиции оказались на складе в России.
За остальными блоками порой легче (и дешевле) съездить за границу самому. Решение, чем именно укомплектовать яхту, каждый принимает самостоятельно. Но, надеюсь, этот краткий обзор немного
облегчит ваш выбор. Счастливого вам плавания!
Мария Ширяева.
Источник: «Капитан – клуб» №3, 2010г.