Дельная вещь — необходимость на яхте.

Как бы ни разнились парус­ные суда, которые можно встретить в самых разных морях, у всех непременно есть одна маленькая, но дельная вещь, — такелажный блок. И на парусной лодке аборигена
тропических остро­вов, и на спортивной яхте без него не обойтись. Практически любое дей­ствие по управлению парусным суд­ном сопровождается работой этих по­мощников моряка, изменяющих
на­правление тяги, облегчающих труд экипажа. Переоценить роль этого приспособления на парусной яхте трудно — слишком много от него зави­сит: и скорость маневрирования, и легкость работы с
парусом, и безопас­ность экипажа…


Список можно про­должать до бесконечности. Вплоть до того, что управлять маленьким спортивным швертботом можно вооб­ще без руля (за счет передвижения экипажа и работы парусами), но без блоков —
никак!


Лет 20-25 назад проблемы выбора перед нашими яхтсменами не стояло. Альтернативы блокам отечественного производства фактически не было. Десятки соревнований, походов и просто прогулок под парусом
сопровождались обычными происшествиями — блок разваливался в самый от­ветственный момент: при повороте, на порыве ветра, да еще в самом недо­ступном месте (на топе мачты, напри­мер).


Итог — проигранные метры на ответственном старте, изрядно потре­панные нервы бывалых рулевых, а то и серьезные аварии. При чем интрига была н в том, что замена такой  «дель­ной» вещи не
всегда имела смысл. Срок службы изделия был невелик, новехонький механизм мог подвести на первой же неделе.


Народные умельцы перебирал и подшипник и вручную, изобретали самодельные ус­тройства. Разновидностей блоков так­же было не много — приходилось пользоваться неудобными и громозд­кими системами
талей, оттяжек, сооруженными из подручных материалов.


В наше время перед яхтсменами стоит другая нелегкая проблема — проблема выбора. Обеспечение судна дельными вещами обходится в круг­ленькую сумму: стоимость одних сис­тем из блоков может
составлять до 10% стоимости яхты.


Довольно зат­ратно приобретать некачественное или функционально неправильно по­добранное оборудование. Но грамот­ный выбор позволит получать боль­шее удовольствие от хождения под па­русом. А как
его сделать правильно?


Начнем с того, что выпускаемые сегодня блоки различаются, во-пер­вых, материалами, из которых они изготовлеиы. Это могут быть пластики, нержавеющая сталь, медные сплавы, углеволокио и т.д.
Возможно сочетание различных материалов.


Одни блоки более легкие,  другие более прочные, но несомненно и то, что для успешной работы они непременно должны соответствовать нагрузке, при которой их будут использовать. Шкив блока
может быть с подшипником качения и без; подшипник, облег­чающий вращение шкива, не всегда необходим, его отсутствие может зна­чительно снизить стоимость изделия.


Конструкция блока может изменять­ся в зависимости от назначения.

Блок может быть снабжен кулачковым или щелевым стопором, карабином, верт­люжным или фиксированным обу­хом. Он может быть навесным или па­лубным, может устанавливаться вертикально или
 горизонтально…


При покупке блока следует обратить вни­мание и на соответствие диаметра шкива и троса. Слишком толстый трос попросту не войдет в блок или будет затруднять его работу трением. Или наоборот: тонкий
трос может пропиливать желоб шкива и попадать в зазор между шкивом и щечкой блока.

Читайте также?  Эти романтичные паруса.


Что сегодня предлагают произво­дители яхтенного оборудования? Но пробуем подобрать несколько вариан­тов из наличествующего в России ассортимента  для вооружения парусной яхты.  Все
варианты в рамках одной статьи рассмотреть невозможно, по­этому ограничимся поиском блоков для небольшой парусной яхты дли­ной 25 футов. 


Для этого в поисковой системе Ин­тернета мы разыскали продавцов дельных вещей и обратились к ним. Хотя времена дефицита давно миновали, оказалось, что в этом товарном сегмен­те не все так хорошо,
как хотелось бы… Нередко на выбор того или иного товара влияет наличие его на складе и отношение продавца.


В процессе написания статьи отношения  с продавцами не задались с самого начала. Кто – то из дилеров попросту игнорировал запрос, кто – то формально отписывался, и добыть нужную информацию
оказалось не так –то просто. Вывод напрашивался однозначный: покупатель сам должен знать, что хочет, и быть «занудным».


Причем, как ни странно, поставщики яхтенного оборудования из Санкт – Петербурга проявили себя в этом плане на голову выше москвичей. Среди первых на запрос ответили поставщики оборудования фирмы
«Harken».


Продукция компании производится в США и Италии и поставляется в 48 стран мира. Оборудование «Hаrкеn» можно встретить как на не­больших швертботах, так и на суперъяхтах. Ассортимент этой марки
велик  — яхту можно укомплектовать от «А» до «Я». В каталоге есть не толь­ко разнообразные блоки, но и закрут­ки стакселя и шкотовые лебедки (а также подробные схемы различных проводок).


Среди оборудования для небольших яхт (рассматриваемый нами случай) выделяется серия бло­ков «Саrbо Airblocks». Такие блоки производитель позиционирует как прочные, надежные и доступные. В них
заложена концепция «минимум лишних деталей в сочетании с современными материалами».


Они на 30% легче классических блоков и выдер­живают до 60% большую нагрузку. Корпус выполнен из облегченного нейлона с защитой от ультрафиолетового излучения.


Серия объединяет блоки с различ­ным диаметром шкива. Самый ма­ленький вариант (29 мм) предлагает­ся использовать на небольших шверт­ботах типа «Оптимист». Характерной особенностью у двух — и трех
шкивных блоков является возможность фикси­ровать вертлюжную скобу в двух по­зициях (параллельно оси вращения шкива и перпендикулярно).


Одно­шкивный блок «Garbo»  может подве­шиваться на «шкертике» вместо ско­бы: веревка просто обматывается не­сколько раз и фиксируется узлом. Получается гибкое соединение, из­бавляющее от
такой напасти, как по­терянные пальцы скоб. Следующий размер шкива — 40 мм. Такие блоки подходят для  небольших килевых яхт или швертботов покрупнее.


У блока, оснащeнного кулачковым стопором, есть возможность перевернуть стопор «вверх тормашками». Далее в серии предусмотpeны блоки с диаметром шкива 57 и 75 мм.

Для сравнения с высокотехноло­гичными блоками «Carbo Airblocks» подходит продукция австралийской фирмы «Ronstan».


Этот производи­тель стал известен на отечественном рынке не так давно, но успел завое­вать доверие многих яхтсменов. Одна из последних разработок — серия «Orbit», интересная по конструкции и
дизайну. Блоки производятся из анодированного алюминия, усиленного стеклопластиком нейлона, карбоно­вого полимера и т. д.

Читайте также?  "Полутонники" и гонки на них.


При разработке серии ставка делалась на высокую прочность и износостойкость конструкции в сочетании с минимальным весом. Здесь нет лишних деталей, даже шарики подшипника размещены только в
активных зонах шкивов.



В этой серии широко распространено крепление блоков посредством обушка из троса. В отличие от системы, предложенной «Harken», где блок просто подвязывается, «Ronstan» предлагает кольцо из
двойным, пропитанной специальным составом для защиты от ультрафиолета. Отсутствие узлов при таком креплении увеличивает допустимую нагрузку.


Блок может наклоняться и поворачиваться  практически в любом направлении, не надо подбирать изогнутую скобу или одевать их по две, чтобы расположить правильно шкив. Однако в некоторых
случаях такелажная скоба необходи­ма, поэтому блоки, оснащенные ско­бой из нержавеющей стали, тоже вы­пускаются.


Преимущества современных тех­нологий наглядно демонстрирует са­мый миниатюрный блок серии «Orbit». Он имеет диаметр шкива 20 мм, весит всего 9 г, но допустимая |рабочая нагрузка доходит до 250
кг. Максимальный диаметр троса при этом 6 мм.


Этот блочок выполнен из высококачественнго нейлона, шкив из угольного волокна, а подшипник из нержавеющей стали. В серии «Orbit» выпускаются блоки диамет­ром шкива 30, 40, 55 и 75 мм. Серия
интересна и тем.


Что  благодаря ори­гинальному_ дизайну, однообушковый блок превращается в двухобушковый и наоборот; работу блока с кулачко­вым стопором можно настроить, изменив угол наклона стопора. Вобщем,
множество различных новшеств в конструкции призванных облегчить жизнь,  улучшить результаты и просто порадовать яхтсмена (Таблица 1).


Итак, мы видим что первый образец превосходит второй по допусти­мой нагрузке. Мри этом у блока «Harkеn»  больше максимальный диаметр троса  но после сравнения прочности это не кажется
столь важным. Отдельно хочу сравнить еще один вид блоков — стопорных. (Таблица 2).


Очевидно, что при выборе стопор­ного блока самым важным моментом является показатель удержания тро­са. У «Ronstan» он вдвое выше. Вместо стандартных 8 зацепов шкива, предот­вращающих
проскальзывание троса (у «Нагкеn» и других производите­лей), блоки «Ronstan» имеют 12 заце­пов.


Кроме того, зацепы смещены от­носительно шкива, поэтому трос сам соскальзывает в зону захвата. Еще одно сущecтвеннoe конструктивное различие заключается в возможности переключения из
автоматического стопорного режима в «ручной».


Это важный момент при использовании стопорного блока на спортивных швертботах. На данный момент эта функция есть только у стопорных блоков «Ronstan». Такие достоинства были высоко оценены мировым
лиде­ром по производству детских спортивных яхт класса «Оптимист» — «Winner».


 Швертботы с наилучшей гоночной комплектацией оборудуютсея стопорными блоками «Ronstan», даже если остальные блоки — других марок.


Следующая система, которой сле­дует уделить внимание, — гика — шкот. Рассмотрим вариант, состоящий из двух блоков: лонготакельный и лонготакельный двухобушковый с кулач­ковым стопором.


К упомянутым выше производителям в нашем срав­нительном анализе присоединятся еще «Lewmаг» и «Barton». Чтобы не загромождать таблицу сравним толь­ко лонготакельные блоки со
стопо­ром. (Таблица 3).


Добавим, что у большинства производителей представленные вариан­ты являются не единственно возмож­ными для использования в подобной системе. Например, у «Наrкеn» сеть аналогичный блок со
стопорным ме­ханизмом подшипника (так называе­мой «трещеткой»), а также блок с алю­миниевым корпусом.

Читайте также?  Необыкновенное путешествие к мысу "Горн".


У «Ronstan» в ассортименте присутствует блок из упомянутой выше серии «Orbit».

Теперь попробуем подобрать сис­тему погона стаксель -шкота. Рассмот­рим комплект на два борта  состоя­щий из каретки с блоком и погона с законцовками. Существует два вида кареток:
подшипниковые и стопорные.


Для единообразия рассмотрим вариант со стопорной кареткой и нач­нем опять с «Hаrкеn» Подобный на­бор обойдется приблизительно в 18000 руб. (коды комплекта: 2751.1, 2722,393 S/Р) при длине погона
в 1 м и установке каретки со штатным блоком («Триумф Марин»).



Самый про­стой и бюджетный вариант – «Barton» (коды комплекта: 22100, 220,40, 22901), его ориентировочная сто­имость при длине погона 1,8 м будет менее 10000 руб. (каталог «Mantim»). К сожалению,
у фирмы «Lewmar» по­добный погон в ассортименте нe пред­ставлен.


Для яхты нашей длины мож­но приобрести только более сложную систему на подшипниках, которая к условиям нашего анализа не подхо­дит. «Ronstan» в выбранной категории предлагает 25 мм погон
(возможная длина от 0,5 до 6 м) и каретку с 55 мм подшипниковым блоком из уже знакомой нам серии «Orbit».


При длине потна 1,5 м стоимость набора соста­вит около 10100 руб. (коды комплекта: R.С72537, RC7251-1.5, RC725R1).(«Фордевинд-Регата»). В виду огромного количества раз­нообразных систем и
проводок на яхте подобные сравнения можно про­водить до бесконечности.


В статье не упомянуты такие производители, как «Holt»  (компания переживает труд­ные времена), «Allen» — выпускает уз­кий ряд маленьких блоков для шверт­ботов, «Viadana» (не имеет
официаль­ного дилера в России) и др. Однако рассмотренные варианты отличаются широким ассортиментом и хорошо за­рекомендовавшим себя качеством.


Добавлю еще пару слов о произво­дителях. Как уже упоминалось, боль­шим плюсом «Наrкеn» является воз­можность оборудовать яхту — вне за­висимости от ее  размера — всем палубным оборудованием
и система­ми этой фирмы.


Из недостатков мар­ки отмечу дороговизну. Ассортимент  «Lewmаr» рассчитан и основном на яхты покрупнее, но и у этого бренда огромный список товаров. Можно за­казать качественные люки и
иллюми­наторы, якорные и шкотовые лебедки на любой вкус…


«Ronstan» в этом плане отстает от конкурентов: нет ни лю­ков, ни лебедок, хотя с каждым годом компания расширяет ассортимент. Будем надеяться, что через некоторое время пустые ниши в списке
оборудо- вания в их каталогах будут заполне­ны, поскольку только у продавцов «Ronstan» все запрашиваемые позиции оказались на складе в России.


За остальными блоками порой легче (и дешевле) съездить за границу самому. Решение, чем именно укомплекто­вать яхту, каждый принимает самостоятельно. Но, надеюсь, этот краткий об­зор немного
облегчит ваш выбор. Счастливого вам плавания!


Мария Ширяева. 


Источник:  «Капитан – клуб»  №3,  2010г.


Заказать тюнинг или постройку яхты, самолета, вертолета Вы можете по форме ниже!