Полутонник «Айкидо» разработан французским конструктором Бигуэном-Дювержи, известным
читателям нашего сборника по проекту яхты «Самурай» (см. № 22 «Катеров и яхт»). Как пишет конструктор, он «попытался сконструировать внешне красивую яхту, имеющую в то же время возможно
большую скорость».
Поэтому был избран тип яхты «малого водоизмещения» со сравнительно объемистым корпусом. Обводы корпуса «Айкидо» сочетают
в себе традиционные яхтенные формы и многие черты, присущие современным крейсерско — гоночным яхтам. Например, судно имеет необычные для наших дней носовой и кормовой свесы: при общей длине в
9,18 м длина по ватерлинии составляет всего 6,25 м.
Но как только яхта получает крен, ее ходовая ватерлиния существенно удлиняется за счет входа в воду участков борта в носу и корме. На уровне скулы, немного выше ватерлинии в прямом
положении, на бортах имеется уступ (высадка в пластмассовой обшивке).
Благодаря этому остойчивость формы изменяется, если можно так выразиться, в зависимости от угла крена: как только яхта получит крен приблизительно 15°, высадка на борту входит в воду,
увеличивая восстанавливающий момент (ширина высадки достигает 8 см).
Когда же яхта идет на ровном киле, смоченная поверхность минимальна. Однако, начиная с некоторой величины силы ветра, от 5 до 6 баллов, особенно при шквале, яхта «перелезает» свое ребро и тогда
она получает чрезмерный крен.
Расчеты показывают, что увеличение объема при входе уступа в воду повышает остойчивость яхты примерно на 5%. Другой эффект уступа: при попутном ветре, когда яхта имеет тенденцию к бортовой качке,
ребро стабилизирует судно и «Айкидо» идет быстрее прочих яхт таких же размеров.
Киль «Айкидо» состоит из трех главных частей: плавник с триммером, который составляет более четверти поверхности бокового сопротивления, руль больших размеров, снабженный узким плавником,
и вертикальное ребро,связывающее эти два элемента. Подобная конструкция, безусловно, обладает очень высокими гидродинамическими качествами, необходимыми для эффективной лавировки.
«Айкидо» неплохо справляется с встречной крутой волной благодаря хорошему заострению носовой оконечности. Планировка каюты рассчитана на экипаж в 5 человек. Когда спустишься по трапу,
увидишь справа компактный камбуз с местом для туристской газовой плитки и для раковины. Налево — удобный диван, утопленный наполовину своей длины в «гроб» под сиденьем кокпита.
Здесь же у самой палубы располагается штурманский выдвижной столик. Для использования его достаточно выдвинуть из — под сиденья кокпита вперед так, чтобы он уперся в переборку. Под трапом,
ведущим в каюту, на некоторых яхтах этого типа устанавливается стационарный двигатель и батарея аккумуляторов.
Под диваном на левом борту находится ручной насос, с помощью которого по шлангу можно перекачивать воду из форпика в кормовую часть трюма (в форпиковой переборке шпигатов нет).
В носу за камбузной переборкой находится кают — компания с двумя диванами, один из которых двухспальный. Под ними расположены водонепроницаемые рундуки. Другой вариант планировки, представленный
на чертеже, предусматривает по две койки с каждого борта, одна над другой.
В форпике, отделенном от кают — компании переборкой с дверью, закрывающейся на защелку, на правом борту расположена койка, под ней унитаз. Здесь же смонтирован небольшой шкафчик для одежды.
В море форпик служит для хранения парусов. «Айкидо» — маленькая и очень удобная яхта с хорошей вентиляцией, достаточно освещенная благодаря люкам с прозрачными крышками.
Широкая корма позволяет, при желании, установить на «Айкидо» стационарный двигатель большой мощности и одновременно с этим иметь просторный кокпит. Для участия в гонках «полутонников» яхтсмены
предпочитают устанавливать подвесной мотор. Большой ахтерпик позволяет хранить здесь мотор и различные предметы снабжения.
Корпус «Айкидо» изготовляется из стеклопластика. Обшивка в средней трети корпуса имеет трехслойную конструкцию со средним слоем из пенополиуретанового пластика (пенопласта) толщиной 10 мм.
Палуба, рубка и кокпит формуются как одно целое, в одной матрице; собственно корпус — в другой.
Соединение этих частей по периметру усиливается буртиком. Чугунный фальшкиль крепится к корпусу десятью болтами из нержавеющей стали. Корпус имеет высокую прочность и жесткость благодаря высадкам
в обшивке и палубе, а также «сэндвичевой» конструкции средней части.
Площадь грота «Айкидо» — 14 м2, генуи — около 30 м2, высота алюминиевой мачты около 10 м. Передний парусный треугольник имеет довольно значительную площадь для гоночных парусов.
Яхта снабжается спинакером площадью 50 м2. В слабый ветер с легкой генуей «Айкидо» быстро набирает ход и легко маневрирует. Яхта весьма устойчива на курсе, хорошо слушается руля. При легком
бризе «Айкидо» имеет сравнительно небольшой крен (от 10° до 15°), выступ на борту не касается воды.
Правда, место у руля — не очень удобное, необходим удлинитель румпеля. Сидящий на подветренной банке рулевой имеет ограниченный обзор — велика рубка. Кроме того, обе шкотовые лебедки генуэзского
стакселя находятся на том же уровне, что и конец румпеля. Рулевой, находясь под ветром, не может, не поворачиваясь, работать со стакселем.
При силе ветра от 5 до 6 баллов ставится плоский первый стаксель площадью 19 м2, а грот можно зарифить: яхта кажется тяжеловатой на руле, неустойчивой, но крен невелик. При усилении ветра нужно
немного переместить к борту ползун гика-шкота. «Айкидо» и в этих условиях хорошо несет паруса, идет быстро и хорошо выдерживает курс.
При курсе бакштаг под полными парусами «Айкидо» сильно приводится. Однако больших усилий на руле не требуется, чтобы держать судно на курсе. Под одним гротом яхта плохо лавирует, что
затрудняет маневрирование в порту. Зато ее глубокий руль позволяет просто управлять яхтой.
На мачте закреплены лебедки грота- и стаксель – фалов. В другом варианте обе лебедки укреплены на палубе, что, впрочем, является лишь экспериментом на яхтах подобного типа.
Палуба достаточно просторна для удобного управления яхтой. Предусмотрены подставки для крепления якоря, впереди — кнехт
для швартовки и один роульс.
Источник: «Катера и Яхты», №47.