Имя городу, который возник одновременно с верфью у слияния рек Южный Буг и Ингул, дал
князь Потемкин-Таврический – в честь взятия Очакова 6 декабря 1788 года, в день Святого Николая. В честь этого же события был назван первенец Черноморского флота фрегат «Святой Николай»,
заложенный на нововозведенной верфи Николаева 27 апреля 1789 года и спущенный на воду в следующем году 25 августа.
Срок жизни у этого корабля был относительно
недолгим. 25 августа 1799 года он пришел в Неаполь, 14 октября введен в гавань Неаполя для кренгования, где оставался до 1802 года. К тому времени корпус сгнил. С фрегата сняли орудия, а 26 июля
1802 года его продали за 11 460 дукатов на слом. Именно этот день и является датой «кончины» «Святого Николая».
Несмотря на столь короткий срок своего существования, фрегат успел поучаствовать и в войне с Турцией (1787–1791), в том числе
в знаменитом сражении у мыса Калиакра в составе эскадры вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова, и в войне с Францией (1798–1800). Для города Николаева исторический факт существования такого судна –
явление безусловно значимое.
И когда к нам обратились с идеей расположить на территории строящегося аквапарка сооружения, копирующего в экстерьере этот
легендарный фрегат, нам такая затея очень понравилась.
Не важно, что он будет установлен в искусственном водоеме, а внутри него разместится кафе или ресторан – главное то, что
снаружи все должно максимально соответствовать оригиналу.
Фактически предстояло озаботиться созданием замечательного памятника и городу, и времени, когда он сам себя утвердил городом
корабелов. Как мы превращали результаты своих исследований в рабочие чертежи, вряд ли интересно широкой публике, но то, что удалось выяснить в процессе поиска среди разноречивых материалов, может
оказаться достаточно любопытным, несмотря на ограничения, поставленные техническим заданием.
При трехмерной реставрации экстерьера объекта (копии «Святого Николая») ставились следующие задачи:
— в максимально возможной степени сохранить внешний облик исторического объекта;
— отдать внутренние объемы для функционирования в его составе кафе или ресторана;
— обеспечить минимальное загромождение палуб элементами бегучего такелажа с сохранением визуальной достоверности парусного вооружения объекта;
— обеспечить возможность применения современных материалов и строительных конструкций для отображения элементов экстерьера.
К сожалению, все предыдущие попытки восстановления облика «Святого Николая» не лишены некоторых неточностей. Все прошлые реставрации противоречат друг другу и порой даже данным о самой эпохе.
Есть и визуально значимые моменты – например, существуют два варианта изображения носовой фигуры – двуглавый орел и бюст Св. Николая. Как нам кажется, и наша логика, и логика пращуров не
оставляет выбора, изображен на копии фрегата должен быть Св. Николай. Пока на нашей модели носовая фигура не показана.
Условно не показаны и шлюпки, которые загромождали все свободные пространства, но без которых обойтись в реальных условиях эксплуатации было невозможно. Некоторые подробности пришлось
домысливать, опираясь на свой судостроительный опыт и присущие времени строительства технологии.
Практически полная детализация при моделировании позволила значительно упростить процесс рабочего проектирования узлов и конструкций. Вполне понятно, что в процессе детализации пришлось пойти на
некоторые условности, например, отказаться от крышек пушечных портов и достаточно большого количества бегучего такелажа, поскольку имитировать паруса на реях в данной ситуации нецелесообразно.
Материалы и источники:
Модель фрегата «Святой Николай» из Музея судостроения и флота города Николаев; Модель фрегата «Святой Николай» – призер
чемпионата мира в классе копий (изготовлена в Николаеве);
Реконструкция фрегата «Святой Николай», выполненная в НКИ под руководством проф. Ю. С. Крючкова;
Реконструкция фрегата «Святой Николай», опубликованная в журнале «Моделист-конструктор»;
Мидендорфъ Ф. Л. Рангоут и такелажъ судовъ. СПб., 1905;
Матвеева Т. М. Убранство русских кораблей. Л.: Судостроение,1979.
Марквардт К. Н. Рангоут, такелаж и паруса судов 18 века. Л.: Судостроение, 1991.
Александр Кузнецов, Анатолий Кузнецов.
Источник: «Катера и Яхты», №243.