Из истории юбиляра. «Катера и Яхты» — 50 лет.

Журналу – 50! Не просто осознать эту цифру. Мы понимаем, что жизнь издания была интересной и богатой на события – полвека срок немалый. И с высоты дня нынешнего история журнала не воспринимается
как что-то прошедшее и ненужное, ведь сегодняшний и, надеюсь, завтрашний, успех «Катеров и Яхт» ведет свое начало именно с 60-х годов. И так, перенесемся в Ленинград 1963-го.


Рассказывает Вадим Волостных: «Начало 60-х – время активности, позитива и какой-то здоровой уверенности, что «все у нас получится». Активно развивались наука и производство, особенно связанные с
освоением пространства: космическая промышленность, судостроение, в том числе и малое. В обществе был запрос на романтику; гонки и путешествия на воде хорошо вписывались в эту идею.


Кстати, для нее существовала еще и экономическая причина: подвесные лодочные моторы и сами лодки по сравнению с машиной стоили намного дешевле, были доступными и оттого массовыми». В общем,
почва для появления журнала о лодках и тех, кто на них ходит, была подготовлена. В 1963 году решение о выпуске альманаха «Катера и Яхты» было принято.


Его составителем стал Виктор Лапин, работавший в то время в издательств «Судпромгиз». Сборник дебютировал успешно и стал чуть ли не самым экономически выгодным проектом издательства. Если
первый номер альманаха, вышедший из печати 4 апреля 1963 года, имел тираж 10 тыс. экземпляров, то уже второй выпуск, появившийся годом позже, издали тиражом 30 тысяч! Такому росту позавидовало бы
любое издание.

Читайте также?  Эти романтичные паруса.


Организация проекта легла на плечи Виктора Лапина, а вот концепцию журнала определяли два человека: инженер-конструктор, специализировавшийся на маломерном судостроении, Дмитрий
Антонович Курбатов и редактор, а позднее ответственный секретарь, Юрий СуреновичКазаров. По словам одного из старейших авторов издания Бориса Синильщикова, именно Дмитрий
Курбатов был организатором работы редакции, ее идейным центром и основным исполнителем.


Журнал очень быстро завоевал популярность, из киосков  он уходил влет, а подписка на него била все рекорды. «Катера и Яхты» считали своим и поклонники отдыха на воде, и чуть позже яхтсмены;
его читали от корки до корки, рекламы тогда не было, а полезного читабельного материала – наоборот, в изобилии.



Манера общения с читателями изначально была демократичной, например, азам технической культуры журнал учил просто и доступно, что было понятно даже школьнику. «Мою первую яхту я сделал сам по
чертежам и описаниям из журнала «Катера и Яхты» (проект «Турист»), – вспоминает яхтсмен с более чем 50-летним стажем, капитан, в активе которого несколько дальних походов, Михаил Соловьев.


– Учился я тогда в пятом(!) классе, работал в одиночку, но все по — взрослому: из фанеры, реек и железа смастерил яхточку, назвал которую «Умница». Я ходил на ней с друзьями до десятого класса,
мы обошли все форты. Мне, конечно, страшно завидовали, но сознание того, что у меня есть свое собственное судно, наполняло меня гордостью!».

Читайте также?  Внимание Акция!!!


Довольно скоро после начала регулярных выходов журнала, редакция стала настоящей кают-компанией – зайдя на Гоголя, 8, можно было встретить мореманов не только из Ленинграда, но и из любого уголка
бескрайнего тогда СССР.


Люди приходили, обсуждали какие-то технические нюансы – где достать и как сделать необходимые детали, рассказывали про дальние походы и случаи из плавательной практики. И это клубное общение было
бесценным – яхтенные журналы, как правило зарубежные, находились в библиотеке, были доступны знающим язык единицам, а учебники про такой опыт не пишут.


Не стоит, однако, думать, что издание было эдакой «священной коровой», которую нельзя было критиковать; редакция на замечания реагировала вполне адекватно. Концепция «Катеров и Яхт» развивалась и
обрастала рубриками все первые годы жизни журнала.


Например, по словам яхтсменки в прошлом, а сейчас судьи всесоюзной категории Киры Бобровой, материалы о спортивных соревнованиях появились в журнале спустя примерно 10 лет после первого номера.


Зато уж и писали обо всех стартах, проводившихся на воде: парусных и водно-моторных гонках, соревнованиях по буеру и виндсерфингу. И поклонников у журнала заметно прибавилось. В календаре
яхтсменов и водномоторников Ленинграда появились два новых соревнования на приз журнала «Катера и Яхты»: парусный «Кубок Балтийского моря» и гонки моторных судов, в рамках которых соревновались
гоночные суда и суда промышленного изготовления.


Призы на своих именных соревнованиях всегда вручали представители редакции.

Читайте также?  Как строили швертбот "ДЮЙМ".

Начало 90-х известно в России как время больших перемен, в том числе и для СМИ. Свои испытания свободным рынком прошли и «Катера и Яхты», редактировал журнал тогда Константин Константинов.


Полтора года издание не выпускалось, но не зря же журнал снискал себе славу народного – нашлись те, кто протянул руку помощи. А в конце 90-х уже заработали рыночные механизмы, пошла реклама от
достаточно мощных фирм, в том числе и питерских, которые и сегодня активно поддерживают журнал.


Сегодня на петербургском и российском небосклоне представлено много яхтенных и морских журналов. Сравнивать себя с другими, как известно, дело неблагодарное, считает редакция «Катеров и Яхт» –
соревноваться стоит только с собой, равняясь на свои лучшие достижения.


«Журнал «КиЯ» версии 2013 нашел свою нишу, – уверен нынешний главный редактор Андрей Великанов. – Конечно, он изменился, но мы стараемся оставаться верными концепции, выбранной в далеком 1963-м.
«Катера и Яхты» не стал в полном смысле «глянцевым» и никогда им не станет, мы всегда пишем о том, что интересно и действительно нужно читателю. У нас и сегодня есть подписка, для некоторых
изданий это уже раритет. Журнал жил, жив и будет жить!»


Юлия Соборницкая.


Источник:  «Катера и Яхты»,  №242.


Заказать тюнинг или постройку яхты, самолета, вертолета Вы можете по форме ниже!