В качестве основы для постройки описываемого
крейсерского швертбота послужили чертежи яхты класса Т2 «Скат», разработанные В. Чайкиным (см. «КиЯ» №
111). Строительство я начал в мае 1988 г. после приобретения 600 кг деловых отходов листового алюминия размерами от 650 X 100 X 6 до 650 X X 750 X 2,5 мм.
Покупку посчастливилось совершить в магазине «Юный техник» по цене 1 р. 03 к. за 1 кг. Летом часть материала удалось
поменять на полосы 4 X 60 длиной 2—2,5 м. Из этих полос я изготовил на фланцегибочном станке угольники 40 X 20 X 4 мм для стрингеров и шпангоутов.
Шпангоутные рамки собрал на винтах Мб X 30, а обшивку — из 2—2,5-миллиметровых листов способом «кромка на кромку» с прокладкой из трех слоев хлорвиниловой изоленты на винтах М4 X 15 мм
обычным прочным швом (см. «Справочник по катерам, лодкам и моторам» под общей редакцией Г. М. Новака, П., «Судостроение», 1982 г.).
Для киля и швертового колодца использовал полосу 100 X 6 мм. Отдельные участки из полос выкладывал на шаблоне из досок 25 мм, вырезанном по обводу киля. Стыкуемые кромки полос подгонялись друг
к другу при помощи ножовки и напильника.
Уложив на шаблон один слой полос и закрепив их к нему, таким же образом сверху положил второй слой, но со сдвигом стыков полос относительно стыков первого слоя на 1/2 длины полосы (подобно тому,
как располагаются кирпичи в кладке).
Оба слоя полос скрепил с шаблоном. Затем по нижней образующей кривой киля прикрепил угольники 40 X 20 X 4 мм так, чтобы полка уголка шириной 40 мм ложилась на киль, а полка шириной 20 мм была
обращена вверх. Угольники крепил к шаблону сквозь оба слоя полос посредством гвоздей.
Затем электродрелью просверлил отверстия под винты Мб, снял киль с шаблона и скрепил пакет винтами М6 X 30. Получилась правая заготовка для киля и швертового колодца Г-образной формы 100 X 36
мм. Таким же способом была изготовлена левая заготовка киля.
Затем обе заготовки были скреплены между собой через дубовые прокладки 100 X 100 X 50 мм через каждые 600 мм винтами М12 X 90, при этом оставлена щель для шверта. Швертовый колодец собирался на
таких же винтах с шагом 100 мм через дубовые брусья 50 X 50 мм с прокладкой изоленты между брусками и стенками швертового колодца. К оконечностям киля толщина прокладки постепенно уменьшалась до
20 мм.
Штевни, изготовленные по той же технологии, но из трех слоев 6 -миллиметровых полос, были соединены с оконечностями киля на кницах. Вся конструкция киль — швертовый колодец — штевни получилась
внушительной; все «болельщики», оптимисты и скептики, компетентные и не очень, похлопывая и приподнимая ее, отметили однозначно — конструкция добротная и надежная.
Шпангоутные рамки были изготовлены из угольника таким образом, чтобы полка уголка шириной 20 мм была обращена к обшивке. Они показались мне громоздкими и хлипкими. Но когда весь набор судна был
собран полностью вместе со стрингерами, получилась вполне надежная и жесткая конструкция.
На днище и палубе были поставлены дополнительно промежуточные крепления.
Обшивку начал укладывать на набор, начиная от транца. Все листы обшивки имели размеры 650 X 750 мм, причем меньшая сторона располагалась а продольном направлении.
Для удобства работы обшивка велась короткими участками по всему поперечному сечению корпуса, что позволило обойтись без посторонней помощи. Ни одного винта завернуть мне никто не помог —
длины рук хватало, чтобы обхватить наружную и внутреннюю стороны обшивки в местах стыковых швов.
При монтаже обшивки я выявил, что, если бы обводы судна были круглоскулыми, дело двигалось еще лучше, особенно, если длину полос в продольном направлении уменьшить. Так что известный и широко
распространенный в литературе тезис о том, что обводы типа «шарпи» технологичнее круглоскулых, в данном случае несправедлив.
Я высказываю это не для того, чтобы напрочь опровергать установившееся мнение, а для тех, кто задумает строить — пусть они задумаются, что по их возможностям и способностям будет технологичней.
Я, например, сразу понимал, что мне следует делать клепаную конструкцию, но… разве в наше время можно выбирать? Все подвернувшееся по случаю воспринимаешь как божий дар?
Готовый корпус после ошкуривания стеклянной шкуркой был дважды загрунтован грунтом ФЛ-ОЗЖ. Затем все швы прошпаклеваны шпаклевкой из толченого мела на основе того же грунта. Шпаклевка после
высыхания получилась прочной, и на последующую ее шлифовку было затрачено немало сил. Поверх грунтовки весь корпус был покрыт в два слоя масляной краской, а подводная часть и переменный
пояс обшивки еще и двумя слоями пака ПФ 232,
Достать необходимый материал для изготовления мачты не удалось, поэтому я отступил от проекта и оснастил лодку двумя мачтами меньшей длины (6,5 м| со стаксельным вооружением. Грот получился
площадью 7,8 м2, два стакселя — по 6,6 м2 Фок-мачту установил посередине между теоретическими шпангоутами 2 и 3, грот-мачту — на шп. 6.
Паруса сшил из тика — это дешево и для приобретения опыта в конструировании и шитье парусов самостоятельно, на мой взгляд, оправдано. Швертбот уверенно идет в лавировку. В слабый ветер яхта
слегка уваливается, а в сильный — значительно приводится к ветру. На курсе галфвинд при ветре 6 баллов максимальный крен достигает 20° и приходится прилагать большие усилия к румпелю, чтобы
удержать яхту от приведения.
При переходе с галфвинда на крутой бейдевинд крен уменьшается примерно вдвое, а скорость существенно падает. При ходе в крутой бейдевинд на волнении ощущаются удары носовой частью о волну что в
совокупности со «звонкими» свойствами материала обшивки делает плавание неприятным. При ударах волны яхта почти останавливается, иногда приходится даже уваливаться, чтобы набрать скорость.