В этом юбилейном для журнала «Катера и Яхты» году
исполняется 50 лет и со дня постройки и спуска на воду первой крупносерийной отечественной яхты класса «Л-6». Гоночно-крейсерская яхта «Л-6» в том виде, в котором она со храни лась до наших дней,
была спро ектирована в 1958–1962 годах на Ленинградской экспериментальной судоверфи яхтенным конструктором А. П.
Киселевым.
В основе Правил классификации, постройки и обмера спортивных парусных судов СССР лежала система ограничений размеров, разработанная Н. Ю. Людевигом и впервые принятая в СССР в 1935 году.
Размерения и площадь парусности яхты удовлетворяли обмерной формуле:
Яхта класса «Л-6» имеет классические обводы с рулем на ахтерштевне, деревянный корпус из сосновых реек на дубовых шпангоутах с носовым и кормовым свесами и чугунным фальшкилем. На судне
оборудован камбуз, семь штатных спальных мест. Со временем большинство из них были оснащены вспомогательным двигателем.
Первая яхта серии – «Ангара» – была спущена на воду в 1963 году. В 1971 и 1974 годах проект был частично модернизирован В. В. Чайкиным в части увеличения высоты борта и уменьшения рубки, однако
обводы корпуса и схема парусности остались без изменений.
С 1963 по 1978 годы верфью было построено более ста единиц «Л-6» и «Л-6м». «Л-6» были наиболее многочисленным классом отечественных яхт, участвовавших в самом крупном в СССР всесоюзном, а затем
международном соревновании того времени на призы сборника «Катера и Яхты» среди крейсерских яхт – «Кубке Балтийского моря».
Эти суда, являясь массовым национальным классом, стали кузницей высококвалифицированных кадров отечественного парусного спорта. Многие известные яхтсмены и яхтенные конструкторы начинали свой
путь в парусе именно с «Л-6», некоторые продолжают ходить на них и сегодня.
«Шестерки», как часто называют яхты класса «Л-6», несмотря на солидный возраст, и сейчас совершают дальние плавания и участвуют в соревнованиях. Только в Петербурге более двадцати яхт «Л-6»
ежегодно спускаются на воду, столько же их находится в ремонте или консервации. Сохранились они на Черном море, в Прибалтике и на Дальнем Востоке.
В 2001 году в Петербурге была учреждена Ассоциация класса «Л-6». Ее основной зада чей является сохранение и реставрация этих классических заслуженных яхт, восстановление их статуса среди классов
яхт зарубежной постройки путем демонстрации их прекрасных мореходных и гоночных качеств.
Ассоциацией разработаны и утверждены в ВФПС новые Правила класса «Л-6», направленные на сохранение основных проектных параметров яхты и позволяющие проводить классные гонки без гандикапа.
Большинство яхт класса за последние годы силами экипажей, в которых много молодежи, капитально отремонтированы, имеют современные паруса.
«Шестерка» по-прежнему остается «командной» яхтой, на которой можно и научиться работать инструментом, и выигрывать гонки, и совершать дальние походы. С 2001 года Ассоциация класса «Л-6»
возобновила ежегодное проведение традиционной для Петербурга гонки «Кубок 100 миль», история которой насчитывает более 150 лет.
С 2003 по 2009 год по инициативе Ассоциации класса в рамках Санкт-Петербургской Парусной недели проводился чемпионат России в классе яхт «Л-6». С 2007 года Ассоциация возродила соревнование
«Кубок Балтийского моря».
В 2008 и 2009 годах гонки проходили с участием «шестерок» из Пярну (Эстония) и Риги (Латвия). В 2009 году пять яхт класса «Л-6» участвовали в международной регате учебных парусников The Tall
Ship’s Races-2009 на Балтике.
С 2010 года «шестерки» принимают участие в гонках классических яхт Baltic Classic Circuit, организуемых Трестом классических яхт Скандинавии – SCYT (Scandinavian Classic Yacht Trust). В 2011 году
обладателем главного переходящего Кубка SCYT (Baltic Classic Master Cup) стала яхта класса «Л-6» «Ника».
«Шестерки» совершают и дальние спортивные плавания. Наиболее выдающимся из них является плавание «Балтики» вокруг Европы в 1996 году. В 2012 году единственной российской яхтой, пришедшей в
олимпийский Веймут в Англии, была «Онега».
Яхта «Варяг» в том же году побывала на морском фестивале во французском Бресте, а «Ника» прошла по внутренним водным путям до Архангельска. В этот юбилейный для класса «Л-6» год хочется выразить
глубокую признательность конструкторам, создавшим эти прекрасные яхты, а также всем тем, кто сегодня сохраняет и продлевает их жизнь.
Вадим Манухин, почетный президент Ассоциации яхт класса «Л-6».
Михаил Олегович Матаруев, один из создателей проекта яхт класса Open 800:
«Когда я в детстве впервые увидел чертеж яхты «Л-6» в «Школе яхтенного рулевого», она показалась мне огромным судном – шутка ли: почти половина внутренних помещений расположена ниже
ватерлинии. До сих пор помню эту картинку и свои ощущения.
И надо же так случиться, что первой настоящей яхтой для меня стала именно «шестерка», та самая, что в детстве так поражала воображение. Мне довелось много походить на ней и в гонки, и в дальние
походы. Я почувствовал ее как родную.
Теперь, по прошествии многих лет, я понимаю, что это был серьезный прорыв в отечественном яхтостроении, в первую очередь, потому что удалось построить такую, без преувеличения – огромную серию
серьезных яхт.
Эти яхты были очень хороши для Балтики, не большие и не маленькие, достаточно мореходные, чтобы пересечь море, и достаточно спортивные (на то время), чтобы участвовать в местных соревнованиях.
В любом случае флот из почти 100 морских яхт – это и сейчас почти недостижимая мечта. Даже та часть, которую энтузиастам удалось сохранить до наших дней (а это совсем непросто с деревянной яхтой
такого возраста), представляет собой серьезный флот и успешно действующую Ассоциацию.
Хочется пожелать сил и терпения людям, которые стараются сохранить этот национальный класс. Эти лодки стали для многих из нас университетами, где мы становились моряками».
Александр Сергеевич Стружилин, один их бывших главных конструкторов
Ленинградской экспериментальной верфи спортивного судостроения:
«Старые яхтсмены с большой теплотой отзываются о старой советской яхте «Л-6». Шхерный крейсер, по современным понятиям – архаика. Но именно он оказал существенное влияние
на развитие парусного спорта в России. А такие вещи забывать неприлично.
С постройкой первой в своей серии яхты «Л-6» на Ленинградской верфи ВСДСО профсоюзов в СССР открылась новая страница в спортивном судостроении – в стране стали строить достаточно крупные
яхты для морских плаваний.
А для этого на верфи пришлось выполнить довольно большую технологическую и организационную перестройку производства, «пробить» через министерства лимиты на поставку леса и
т.д. и т.п.
Современным бизнесменам, не знакомым с особенностями структуры производства советского времени, невозможно себе представить, какие организационные трудности и нелепости
приходилось преодолевать первопроходцам советского деревянного спортсудостроения.
Через некоторое время вслед за ЛВСС и Таллинская верфь спортсудостроения приступила к постройке «однотонника».
Отработанная на «Л-6» технология постройки деревянного корпуса еще много лет служила основой для строительства и новых яхт таких же размеров: проекты «Алькор», «Марина»,
ЛЭС35.
Заслуга яхты «Л-6» перед советским яхтингом состоит еще и в том, что с ее появлением и открывшейся технической возможностью плавать по Балтике и другим морям,
яхтенная общественность стала настойчиво ставить перед соответствующими органами вопрос о получении разрешения на выход в открытое море.
Хотя на первых порах и достаточно скромно, в рамках существующих государственных границ. Давалось это большим трудом и нервами, но постоянное давление на «органы» приносило
положительные результаты».
Источник: «Катера и Яхты», №244.