Классу яхт «Л6» 50 лет.

В этом юбилейном для журнала «Катера и Яхты» году
исполняется 50 лет и со дня постройки и спуска на воду первой крупносерийной отечественной яхты класса «Л-6». Гоночно-крейсерская яхта «Л-6» в том виде, в котором она со храни лась до наших дней,
была спро ектирована в 1958–1962 годах на Ленинградской экспериментальной судоверфи яхтенным конструктором А. П.
Киселевым.


В основе Правил классификации, постройки и обмера спортивных парусных судов СССР лежала система ограничений размеров, разработанная Н. Ю. Людевигом и впервые принятая в СССР в 1935 году.
Размерения и площадь парусности яхты удовлетворяли обмерной формуле:


Яхта класса «Л-6» имеет классические обводы с рулем на ахтерштевне, деревянный корпус из сосновых реек на дубовых шпангоутах с носовым и кормовым свесами и чугунным фальшкилем. На судне
оборудован камбуз, семь штатных спальных мест. Со временем большинство из них были оснащены вспомогательным двигателем.


Первая яхта серии – «Ангара» – была спущена на воду в 1963 году. В 1971 и 1974 годах проект был частично модернизирован В. В. Чайкиным в части увеличения высоты борта и уменьшения рубки, однако
обводы корпуса и схема парусности остались без изменений.


С 1963 по 1978 годы верфью было построено более ста единиц «Л-6» и «Л-6м». «Л-6» были наиболее многочисленным классом отечественных яхт, участвовавших в самом крупном в СССР всесоюзном, а затем
международном соревновании того времени на призы сборника «Катера и Яхты» среди крейсерских яхт – «Кубке Балтийского моря».


Эти суда, являясь массовым национальным классом, стали кузницей высококвалифицированных кадров отечественного парусного спорта. Многие известные яхтсмены и яхтенные конструкторы начинали свой
путь в парусе именно с «Л-6», некоторые продолжают ходить на них и сегодня.


«Шестерки», как часто называют яхты класса «Л-6», несмотря на солидный возраст, и сейчас совершают дальние плавания и участвуют в соревнованиях. Только в Петербурге более двадцати яхт «Л-6»
ежегодно спускаются на воду, столько же их находится в ремонте или консервации. Сохранились они на Черном море, в Прибалтике и на Дальнем Востоке.

Читайте также?  "Авторулевой" на малой круизной яхте.


В 2001 году в Петербурге была учреждена Ассоциация класса «Л-6». Ее основной зада чей является сохранение и реставрация этих классических заслуженных яхт, восстановление их статуса среди классов
яхт зарубежной постройки путем демонстрации их прекрасных мореходных и гоночных качеств.


Ассоциацией разработаны и утверждены в ВФПС новые Правила класса «Л-6», направленные на сохранение основных проектных параметров яхты и позволяющие проводить классные гонки без гандикапа.
Большинство яхт класса за последние годы силами экипажей, в которых много молодежи, капитально отремонтированы, имеют современные паруса.


«Шестерка» по-прежнему остается «командной» яхтой, на которой можно и научиться работать инструментом, и выигрывать гонки, и совершать дальние походы. С 2001 года Ассоциация класса «Л-6»
возобновила ежегодное проведение традиционной для Петербурга гонки «Кубок 100 миль», история которой насчитывает более 150 лет.


С 2003 по 2009 год по инициативе Ассоциации класса в рамках Санкт-Петербургской Парусной недели проводился чемпионат России в классе яхт «Л-6». С 2007 года Ассоциация возродила соревнование
«Кубок Балтийского моря».


В 2008 и 2009 годах гонки проходили с участием «шестерок» из Пярну (Эстония) и Риги (Латвия). В 2009 году пять яхт класса «Л-6» участвовали в международной регате учебных парусников The Tall
Ship’s Races-2009 на Балтике.


С 2010 года «шестерки» принимают участие в гонках классических яхт Baltic Classic Circuit, организуемых Трестом классических яхт Скандинавии – SCYT (Scandinavian Classic Yacht Trust). В 2011 году
обладателем главного переходящего Кубка SCYT (Baltic Classic Master Cup) стала яхта класса «Л-6» «Ника».


«Шестерки» совершают и дальние спортивные плавания. Наиболее выдающимся из них является плавание «Балтики» вокруг Европы в 1996 году. В 2012 году единственной российской яхтой, пришедшей в
олимпийский Веймут в Англии, была «Онега».

Читайте также?  Необыкновенное путешествие к мысу "Горн".


Яхта «Варяг» в том же году побывала на морском фестивале во французском Бресте, а «Ника» прошла по внутренним водным путям до Архангельска. В этот юбилейный для класса «Л-6» год хочется выразить
глубокую признательность конструкторам, создавшим эти прекрасные яхты, а также всем тем, кто сегодня сохраняет и продлевает их жизнь.


Вадим Манухин, почетный президент Ассоциации яхт класса «Л-6».


Михаил Олегович Матаруев, один из создателей проекта яхт класса Open 800:

«Когда я в детстве впервые увидел чертеж яхты «Л-6» в «Школе яхтенного рулевого», она показалась мне огромным судном – шутка ли:  почти половина внутренних помещений расположена ниже
ватерлинии. До сих пор помню эту картинку и свои ощущения.


И надо же так случиться, что первой настоящей яхтой для меня стала именно «шестерка», та самая, что в детстве так поражала воображение. Мне довелось много походить на ней и в гонки, и в дальние
походы. Я почувствовал ее  как родную.


Теперь, по прошествии многих лет, я понимаю, что это был серьезный прорыв в отечественном яхтостроении, в первую очередь, потому что удалось построить такую, без преувеличения – огромную серию
серьезных яхт.


Эти яхты были очень хороши для Балтики, не большие и не маленькие, достаточно мореходные, чтобы пересечь море, и достаточно спортивные (на то время), чтобы участвовать в местных соревнованиях.


В любом случае флот из почти 100 морских яхт – это и сейчас почти недостижимая мечта. Даже та часть, которую энтузиастам удалось сохранить до наших дней (а это совсем непросто с деревянной яхтой
такого возраста), представляет собой серьезный флот и успешно действующую Ассоциацию.


Хочется пожелать сил и терпения людям, которые стараются сохранить этот национальный класс. Эти лодки стали для многих из нас университетами, где  мы становились моряками».

Читайте также?  В России усложнят сдачу экзамена на право управления маломерным судном



Александр Сергеевич Стружилин, один их бывших  главных конструкторов 
Ленинградской экспериментальной верфи спортивного судостроения:

«Старые яхтсмены с большой теплотой отзываются о старой советской яхте «Л-6».  Шхерный крейсер, по современным понятиям – архаика. Но именно  он  оказал существенное влияние
на  развитие парусного спорта в России.  А такие вещи забывать неприлично.


С постройкой первой в своей серии яхты «Л-6» на Ленинградской верфи ВСДСО профсоюзов  в СССР открылась новая страница в спортивном судостроении – в стране стали строить достаточно крупные
яхты для морских плаваний.


  А для этого на верфи  пришлось выполнить  довольно большую технологическую и организационную перестройку производства, «пробить» через министерства лимиты на поставку леса и
т.д.  и т.п. 


Современным бизнесменам, не знакомым с особенностями структуры производства советского времени,  невозможно себе представить,  какие  организационные трудности и нелепости
приходилось преодолевать  первопроходцам  советского деревянного спортсудостроения.


  Через некоторое время вслед за ЛВСС  и  Таллинская верфь спортсудостроения приступила к постройке «однотонника».


Отработанная на «Л-6» технология постройки  деревянного корпуса  еще много лет служила основой для строительства и новых яхт  таких же размеров:  проекты «Алькор», «Марина»,
ЛЭС35.


Заслуга яхты «Л-6»  перед советским яхтингом  состоит еще и в том, что с ее появлением  и  открывшейся технической возможностью плавать по Балтике и другим морям, 
яхтенная общественность  стала настойчиво ставить перед соответствующими  органами  вопрос  о получении разрешения на выход  в открытое море.


Хотя на первых порах и достаточно скромно, в рамках существующих государственных границ.  Давалось это  большим трудом и нервами, но постоянное давление на «органы»  приносило
положительные результаты».


Источник:  «Катера и Яхты»,  №244.


Заказать тюнинг или постройку яхты, самолета, вертолета Вы можете по форме ниже!