Многокорпусные «МИКРО».

Нe так уж часто можно встретить на акваториях нашей страны многокорпусные парус­ные суда
— катамараны и три­мараны. Яхтсмены-крейсерщики пока еще сдержанно относятся к этим типам судов, хотя быстроходный и динамичный «Торнадо» нашел множество приверженцев среди молодых
гонщиков.


Возможно, рост популярности многокорпусников сдерживает отсутствие та­ких судов в серийном производст­ве: долгие годы
единственным по­ставщиком их была верфь рыбо­ловецкого колхоза «Царникава», да и та выпускала всего по нескольку единиц в год катамараны двух типов — длиной 9 и 12 м. Вот и сложилось мнение о
том, что многокорпусные суда, до­вольно сложные по конструкции, недоступны для массового потре­бителя.


А между тем за рубежом ка­тамараны и тримараны давно утвердили себя не только на трассах трансокеанских регат и гонок на «сверхскоростях», но и в качестве парусников для при­брежных крейсерских
семейных плаваний, воскресного отдыха. В каталогах, публикуемых, на­пример, американским журналом «Малтихаллз» («Многокорпусники»), приводятся данные ше­сти десятков различных классов ката- и
тримаранов длиной от 6 до 8 м.


Судя по постоянно на­растающему производству таких яхт популярность многокорпусников продолжает расти и все большее число яхтсменов убеж­дается в их преимуществах по сравнению с яхтами «моно» —
однокорпусниками традиционной конструкции. Среди этих преимуществ мож­но выделить главные — это способность развивать более высо­кие скорости и ходить с малыми углами крена.


Многокорпусные яхты имеют узкие легкие корпуса, отличаю­щиеся большим удлинением и малой смоченной поверхностью. Благодаря этому сопротивление воды их движению невелико, и мощность, развиваемая
паруса­ми, позволяет легко преодолеть предельную для однокорпусной яхты скорость.


А благодаря тому, что корпу­са катамарана или тримарана разнесены на значительную ши­рину, эти суда имеют высокую остойчивость без использования тяжелого балластного фальшки­ля. Причем максимум
восстанав­ливающего момента достигается при сравнительно малых углах крена, поэтому многокорпусник идет с креном 10 ° в то время, когда килевая яхта в тех же условиях уже лежит на борту.


Меньший крен и более высокие скорости повышают эффектив­ность работы парусов на многокорпуснике, что способствует до­стижению еще больших скоро­стей. Правда, рост скорости при меньшем крене
сопровождается и увеличением нагрузок, дейст­вующих на корпус, рангоут и та­келаж многокорпусника, но при­менение современных материалов с высокой удельной прочностью позволяет создавать надежные
и легкие конструкции.


Высокая скорость и малый крен привлекают к многокорпус­ным яхтам довольно широкий круг любителей отдыха на воде, хотя им приходится мириться с недостатком комфорта при раз­мещении кают в узких и
низких корпусах. Расположить жилые помещения на мостике катамара­на можно только при значитель­ных размерениях судна; к тому же, громоздкая рубка в извест­ной мере снижает ходовые каче­ства и
маневренность судна при свежих встречных ветрах.


Дру­гим недостатком многокорпусных судов является значительная об­щая ширина, что требует боль­шой площади при стоянке как на воде, так и на берегу. А это, конечно, связано с увеличением расходов
на содержание судна.


Как бы там ни было, а в по­следнее десятилетие за рубежом появилось большое число кают­ных многокорпусников минимальных размерений.  Особенно популярными они стали после того, как о
1983 г. конструктор катамаранов Ричард Вуд предло­жил создать международную ассоциацию многокорпусников класса «Микро».


Основная идея этого класса—объединить пра­вилами обмера относительно не­большие транспортабельные и дешевые многокорпусники, кото­рые могли бы использоваться для крейсерских плаваний и
участ­вовать в соревнованиях, прово­димых в светлое время суток. К «Микро» — классу, следователь­но, могут быть отнесены сравни­тельно быстроходные лодки, но не имеющие экстремальную кон­струкцию
и не перегруженные парусами.


К 1985 г. правила многокор­пусного «Микро» — класса были окончательно утверждены и соз­дана международная ассоциация IММСА—International Micro Multihulls Class Association. Раз­мерения и вес
многокорпусников должны удовлетворять международным требованиям, которые предъявляются к грузам, перевозимым на трейлерах — прицепах за легковыми автомо­билями.

Читайте также?  Августовские дни в Августове. Часть 1.


Наибольшая длина не должна превышать 8 м, общая ширина при транспортировке 2.5 м. Таким образом предусмат­ривается разборная конструкция, позволяющая уменьшить общую ширину судна, которая на
плаву может составлять 5,5 – 7,6 м.


Правила устанавливают усло­вия обитаемости на борту: в каю- те должна быть минимальная высота под подволоком 1,35 м на длине не менее 1,22 м; здесь должны размещаться сидя не менее 2/3 экипажа;
должно быть предусмотрено не менее трех коек и, по крайней мере, две из иих должны быть пригод­ны для отдыха на ходу.


Обяза­тельны: постоянный яхтенный унитаз (в крайнем случае — пе­реносный), безопасный камбуз с запасом топлива для него и принадлежностями для приготов­ления пищи, огнетушитель. На каждого члена
экипажа должен быть предусмотрен запас питье­вой воды не менее 4,5 л.

Важным условием является проверка безопасности судиа по формуле:


где W — вес сухого, укомплекто­ванного для плавания судна (без запасов топлива и воды, прови­зии и экипажа, с минимальным комплектом парусов, предусмот­ренным правилами), кг; S —
ми­нимальное расстояние между ДП корпусов на катамаране или между ДП боковых поплавков на тримаране, м; H — высота центра парусности с поставлен­ными основными парусами над конструктивной
ватерлинией (КВЛ), м;  MSA — обмерная плошадь парусности, м2.


 Если полный объем поплавка DА на тримаране превышает вес судна W, то в проверочную фор­мулу подставляется ДА. Приведенная формула позво­ляет оценить способность многокорпусника
нести полную парус­ность при ветре силой 5 баллов. При обмере проводится конт­рольное кренование судна.  Правила «микро» предусмат­ривают обмер корпуса и парусов и определение гоночного
балла.


В частности, максимальная обмерная длина, определенная при помощи двух плавучих призм треугольного сечения (ем. эскиз} не должна превышать 7,65 м. Во время гонок разрешается иметь на борту 1
грот, 4 стакселя (один из них штормовой), 2 спинакера.


Площадь спинакера ие должна превышать 120 % основной парусиости (грот плюс самый боль­шой стаксель). Превышение пло­щади включается в обмерную площадь стакселя. Если окруж­ность гика
или мачты превышают 4 % их длины, то 75 % площади соответствующего рангоута до­бавляется к обмерной площади грота.


При обмере парусов учиты­вается площадь «серпов» по нижней и задней шкаторинам, а также ширина фаловых до­щечек. Окончательно в формулу для расчета гоночного балла под­ставляется площадь
парусности RSAT, исправленная с учетом по­правок на удлинение грота и стакселя:


Величина гоночного балла MR является коэффициентом времени, который используется для расчета исправленного вре­мени судна по времени прохож­дения им гоночной дистанции. По правилам IMMCA
многокорпусники, имеющие гоночный балл MR = 1500, могут участвовать в гонках между собой без учета гандикапа, подобно «уровневым» классам яхт — «моно» (четверть — , полу — , однотонники ит.
п.). 


Транспортабельные и доста­точно быстроходные многокорпусники «микро» быстро завоева­ли признание яхтсменов. Многие фирмы начали выпуск таких су­дов в двух вариантах — облег­ченном, для участия в
гонках, и туристском, более комфорта­бельном, для семейных путешест­вий. Подготовка судна к плава­нию после транспортировки на трейлере занимает 40—50 минут, даже если сборку осуществляют
два человека.


Поэтому «микро» успешно используются на экзо­тических озерах и водохранили­щах, не связанных водным пу­тем; жители европейского конти­нента могут доставлять их на трейлерах на побережье
Эгейско­го или Средиземного морей, в воды Скандинавии. Просторный мостик на катамаране служит платформой для установки па­латки, предоставляя вполне снос­ные условия обитания для не­большой
семьи. 


Не редкость и длительные морские плавания на «микро», участие их в таких сложных гон­ках, как вокруг Британии и Ир­ландии. В этом случае суда снаб­жаются современным электрон­ным навигационным
оборудова­нием, солнечными элементами для питания электроэнергией, ходовыми огнями и прочим обо­рудованием.


В прошлом году автор имел возможность побывать на борту трех микрокатамаранов типа «Страйдер», на которых инициа­торы создания IMMCA Ричард и Лилиан Вуды и их друг Стюарт Фишер совершили
группорое (эскадренное) плавание из Пли­мута в Таллинн протяженностью 5000 км. Каждый из яхтсменов управлял катамараном в одиночку и большую помощь им в нави­гации оказывали приборы
радио­навигационной системы «Декка», электронные рулевые, эхолоты и курсоуказатели.

Читайте также?  "ФРАМ" - гениальное создание Колина Арчера.


7,3-метровые корпуса и сек­ционные мосты «Страйдеров» вы­полнены из композитных мате­риалов, армированных стекломатами и стеклотканями. Основные конструкции — трехслойные с заполнителем из
пенопласта, носовая и кормовая балки — из алюминиевых труб; средняя — подмачтовая — балка имеет объемную сэндвичевую конструк­цию и используется в качестве рундука для хранения палубного
инвентаря и спасательных средств.


Жесткий и плоский мо­стик закреплен передней кромкой к корпусам при помощи четырех шпилек, кормовая часть опирает­ся на поперечную балку, а в средней части подвешивается к корпусам на двух замках
из нержавеющей стали.


В каждом корпусе (они не имеют поперечных переборок) размещены по два спальных ме­ста. Собственно это листы фа­неры, закрывающие сверху «ван­ны», образованные внутренней обшнвкой корпуса. Эта
обшивка имеет такую же глянцевую по­верхность, как и наружная, что облегчает поддержание чистоты в лодке.


 Пространство под койка ми используется для размещения снабжения, запасов провизии и питьевой воды. Пенопластовый заполнитель, находящийся меж­ду наружной и внутренней об­шивками, придает
корпусу жест­кость и прочность без приформовки балок набора, а также обеспечивает непотопляемость судна в случае аварии.


Примечательно, что для упро­щения конструкции вместо швертов применены постоянные кили- скеги, отформованные на днище корпусов. Они увеличивают осад­ку всего на 0,25 м, но избавляют экипаж от
забот о швертовом устройстве и возможных повреж­дениях колодца. Катамаран без больших проблем можно выта­щить на пологий берег. 


Как и на других судах «Микро» — класса, на «Страйдере» пред­усмотрена установка гальюна и портативной плитки; у кормового обреза мостика имеется ниша для навешивания подвесного мо­тора с
удлиненным дейдвудом — 4-сильный «Меркюри» сооб­щает скорость около 6 узлов.


«Страйдер» с его значитель­ной массой (около 800 кг), малой осадкой (0,55 м) и умеренной парусностью (18,8 м2) представ­ляет скорее круизный катамаран, хотя на нем часто стартуют и в гонках.
При этом стараются избавиться от излишнего оборудования и запасов, оснастить лодку большим генуэзским стакселем.


При ветре более 10 м/с катама­ран выходит на глиссирование и может развить скорость до 14 узлов (7 м/с). Но все же он усту­пает микрокатамаранам, спроек­тированным с акцентом на гоноч­ные
качества. Таким, например, как типа «Мю — кэт» (от греческой буквы м, используемой в технике для обо­значения микро единиц различ­ных величин). Проект этого ка­тамарана разработал датский
конструктор Ларе Оудруп для серийной постройки.


Он имеет максимальную длину, разрешен­ную правилами «Микро» — класса, и довольно значительную пло­щадь парусности: с большой генуей — 44,5 м2. В отличие от «Страйдера», этот катамаран снабжен
двумя швертами, что обеспечивает движение в бейде­винд под более острым углом (до 35° вместо 50—60 ° у англий­ской лодки).


Корпус — также трехслойной конструкции, мостик и шверты весят всего 136 кг, но со всем оборудованием на борту масса «Мю-кэта> достигает 600 кг. Пятиметровая ширина  обеспечивает
остойчивость, до­статочную для того, чтобы нести полную парусность при ветре до 13 м/с. При сравнительных испы­таниях катамаран развивал ско­рости, примерно на 12 % превы­шающие
скорость олимпийского «Торнадо».


Микромногокорпусники стро­ятся с упрошенными обводами и обшивкой из фанеры, а также с клееной диагональной обшив­кой из тонких широких планок — полос шпона. Эти варианты пред­почтительны и для
самостоятель­ной постройки на «домашних верфях».


К слову, катамараны и три­мараны деревянной конструкции могут быть легче лодок промышленного производства, имеющих чаше всего сэндвичевую конст­рукцию из стеклопластика; прав­да, такие серийные
суда более долговечны, удобнее в обслужи­вании и проще в производстве при большой партии однотипных судов.

Читайте также?  "Авторулевой" на малой круизной яхте.


Весьма популярны на Западе и микротримараны Примером такого судна может служить спроектированный датчанином Боргом Кворнингом тримаран «Дрэгонфлай» («Стрекоза»), со­четающий отличные гоночные
качества с достаточным ком­фортом. Высота в каюте тримара­на — 1.35 м. В носовой части среднего корпуса оборудована удобная койка для двух подрост­ков; еще один ребенок может устроиться на ночлег
на диване.


Для двух взрослых членов эки­пажа предусмотрены койки ши­риной 80 см в крыльях мостика. В каюте оборудован стационар­ный камбуз и раковина, склад­ной стол; под самоотливным кокпитом и носовыми
койками размещаются просторные рунду­ки для запасов провизии и снаб­жения. У самого форштевня — изолированный от остального корпуса рундук для сменных но­совых парусов.


Корпус изготавливается из стеклопластика сэндвичевой кон­струкции. Поплавки закреплены на алюминиевых поперечных бал­ках, сделанных из мачтовых профилей и раскрепленных стальными тросами. Шверт —
втыкающегося типа, благодаря чему щель для него в днище главного корпуса имеет мини­мальную длину.


Руль — откид­ной конструкции. С поднятым швертом и рулем осадка лодки не превышает 35 см, так что его можно поставить на якорь при глубине всего 1 м.  Мачта — вращающаяся, рас­креплена
тремя тросами (шта­гом и парой вант), которые кре­пятся в одной точке на передней кромке мачты. Оснастка рассчи­тана на управление в одиночку.


«Дрэгонфлай» обладает превос­ходными ходовыми качествами. В 1985 г в гонке вокруг Брита­нии тримаран «Мэджик Хемпел» этого типа одержал победу в сво­ем классе. Неоднократно «Дрэгонфлай» побеждал
и в глав­ных европейских соревнованиях класса «Микро».


Используя опыт эксплуатации построенного 15 лет назад три­марана «Триоль» (см. «КиЯ» № 65), автор разработал эскиз­ный проект микрокатамарана «Крошка», удовлетворяющий правилам класса.
Конструкция рассчитана на серийную построй­ку из стеклопластика. Обводы корпусов круглоскулые, но на бортах отформовывается продольная скула, придающая об­шивке жесткость и отражающая вниз
брызги.


Боковое сопротив­ление обеспечивается за счет длинного лыжеобразного скега, отформованного на днище кор­пусов. Крутизны лавировки с этим скегом, как показывает опыт «Страйдера», вполне достаточно
для семейных круизных плаваний. А в гоночном вариан­те катамаран можно будет обору­довать швертами. Мостик пред­полагается изготавливать раз­борным трехслойной конструк­ции. На стоянке на нем
можно будет устанавливать палатку.


А в корпусах предполагается оборудовать 4 спальных места. Не­высокие рубки обтекаемой фор­мы обеспечат высоту в каюте 1,35 м. «Крошка» будет способна хо­дить по мелководью — достаточ­но
глубины воды 0,5—0,6 м; не составит проблем вытащить ка­тамаран на пляж, подойти к лю­бому отмелому берегу без опасе­ния повредить шверт и колодец. 


В нашей стране, которая изобилует множеством озер, рек и водохранилищ, многокорпусники класса «Микро» могут от­крыть для яхтсменов и туристов- водников новые широкие гори­зонты благодаря их
небольшим размерениям, транспортабельно­сти, высоким ходовым и море­ходным качествам. Разборная конструкция упрощает хранение многокорпусников на берегу, а большая площадь мостика пред­ставляет
несомненное преимуще­ство для комфортабельного от­дыха


Правда, тем, кто рассчиты­вает использовать все положи­тельные качества «микро» в полной мере, придется столкнуть­ся с такой проблемой, как от­сутствие в серийном производ­стве специальных
трейлеров для перевозки лодок за легковым автомобилем. Видимо, решая вопрос об освоении выпуска микромногокорпусников, следует позаботиться и о производстве трейлеров, удовлетворяющих требованиям
ГАИ и рассчитан­ных на перевозку лодок длиной до 8 м.


Г. АДРИАНОВ. Фото К. Джермана, Eyeline photo. 


Источник:  «Катера и Яхты»,  №147.


Заказать тюнинг или постройку яхты, самолета, вертолета Вы можете по форме ниже!