Новые паруса от «Миллера и Уитворта»

С одним из проектов известной английской фирмы «Миллер и
Уитворт», специализировавшейся на проектировании крейсерско — гоночных яхт и производстве парусов для них, —
 «двухтонником» «Вэнгард» — читатели сборника могли познакомиться в публикации «КЯ» № 72.


Расскажем теперь о тех новинках в парусном оснащении этой необычной яхты, которые быстро получили распространение и на других судах, постоянно участвующих в океанских гонках. Грот
«LFD» (грот с низким сопротивлением трения). Известно, что наилучшими качествами обладают паруса, пошитые из тонкой и легкой ткани, имеющей плотную мелкую текстуру и благодаря этому
оказывающей малое сопротивление трения обтекающему их потоку воздуха.


Так родилась идея сшить грот не из обычного сравнительно толстого, неудобного в обращении и плохо стоящего в слабый ветер дакрона, а из двух слоев очень тонкой ткани.

Ведь грот в течение гонки обычно не заменяют, он должен обладать «всепогодными» качествами: с одной стороны, быть достаточно прочным и недеформируемым, чтобы его можно было нести в ветер силою
7—8 баллов; с другой стороны, тот же парус должен принимать правильную аэродинамическую форму при самом слабом дуновении.


Именно такими качествами обладает двухслойный грот «LFD». Парусные мастера «Миллера и Уитворта» пошли дальше. Они спрятали внутри — между слоями — все выступающие на обычном парусе наружные
детали — карманы для лат, боуты и другие усиливающие накладки. Общий результат нововведений оценивается фирмой как снижение сопротивления трения паруса примерно на 30%, а это эквивалентно
увеличению тяги на курсе бейдевинд на 1%.


Опыт плаваний подтвердил, что новый грот лучше держит форму в слабый ветер, с ним легче справляться при рифлении и т. п. Парус сшит из полос ткани шириной 915 мм с прошивкой фальшивых швов
через 450 мм и снабжен обычными приспособлениями для регулировки его профиля. В заднюю шкаторину вшит булинь, для которого на выходе тросика из паруса у гика и у каждого из трех риф — кренгельсов
прямо на шкаторине закреплены клиновые пластмассовые стопора.


У галсового и шкотового углов сделаны дополнительные кренгельсы для оттяжек Кэнингхэма, а нижняя шкаторина скроена с «полочкой». Подтягивая или отпуская оттяжки, можно делать нижнюю часть паруса
более пузатой или, наоборот, более плоской — «уплощать» ее.


Для контроля за правильной постановкой паруса по отношению к ветру к задней шкаторине пришиты легкие «колдунчики», а на парусе накрашены цветные горизонтальные полосы. «Вэнгард» снабжен
патент – рифом. Однако, поскольку в ряде случаев нельзя будет мириться с тем, что форма паруса при наматывании на гик искажается, предусмотрена возможность взятия рифов обычным способом — при
помощи риф — штертов.

Читайте также?  Шесть новых моделей катеров Sea Ray


Для них в парусе пробиты три ряда люверсов, отстоящих один от другого примерно на метр. В соответствующих местах в полом алюминиевом гике сделаны отверстия, через которые пропускаются
стальные риф — шкентели, проведенные через блок к мачте.


С помощью шкентеля риф — кренгельс плотно подтягивается к гику, где за него закладывается дополнительная оттяжка, проведенная через блок на ноке гика. 

Манипулируя с этими снастями, легко придать зарифленному парусу нужный профиль по нижней шкаторине — риф — кренгельс имеет определенную свободу перемещения вдоль гика.


 Генуя-«компенсатор».


 Это большой генуэзский стаксель, рекомендуемый
для постановки на острых курсах в широком диапазоне силы ветра. Парус шьется из двух сортов ткани с расположением полотнищ перпендикулярно задней шкаторине. В передней трети
используется легкая, чувствительная к ветру ткань, принимающая правильный профиль в слабый ветер. Благодаря этому обеспечивается высокое аэродинамическое качество паруса, рулевому легче
реагировать на заходы ветра.


Кроме того, оказывается более эффективной настройка паруса с помощью свободной (не пришитой к ликтросу) передней шкаторины, натяжение которой, а следовательно, и полноту паруса в передней трети
легко регулировать (в зависимости от силы ветра.) оттяжкой Кэнингхэма. Задняя часть паруса пошита из тяжелого и жесткого дакрона.


В этой части генуи действуют солидные растягивающие напряжения, поэтому требуется материал, способный сохранять форму паруса под нагрузкой, избавить парус от таких дефектов, как заворачивание
задней шкаторины, морщины у шкотового угла или направление сильного потока на подветренную сторону грота под неправильным углом.


Соединение частей из разных сортов ткани выполнено по дуге окружности, что позволило избежать появления здесь морщин или слома вследствие различия в деформативных свойствах ткани. Мастера
«Миллера и Уитворта» отказались от обычно практикуемого покроя генуи с центральным швом по биссектрисе шкотового угла.


При таком покрое парус получается в своей центральной части более плоским, угол атаки оказывается неодинаковым по его высоте. Только в нижней части генуи, которая для прочности также сшита
из тяжелого дакрона, имеются два вертикальных шва.


Они соединяют лекальные полотнища, которые в сочетании с выпуклой нижней шкаториной необходимы для того, чтобы под ветром и в нижней части парус принимал выпуклую форму, независимо от тяги шкота.


«Компенсатор» считается сейчас незаменимым парусом для экипировки яхт «тонных» классов, на которых разрешается иметь в гонках лишь ограниченное число передних парусов. Он оказался весьма
эффективным для легкого ветра, причем центр давления в этом случае оказывается расположенным вблизи середины его ширины.

Читайте также?  Августовские дни в Августове. Часть 1.


С усилением ветра «компенсатор» автоматически делается более плоским благодаря растяжению легкой ткани у передней шкаторины, причем центр давления перемещается вперед. Парус этого типа примерно
на 7% легче обычной генуи такой же площади с центральным швом.


Комбинированный генуэзский стаксель.


 Парус используется в свежие ветра. Название получил в связи с тем, что пошит из полотнищ, располагаемых перпендикулярно
задней шкаторине, но имеет и средний усиливающий шов по биссектрисе шкотового угла, делающий парус более плоским и препятствующий его деформации от тяги шкота.


Сохраняется выпуклость нижней и вогнутость задней шкаторин. Близ передней шкаторины в нескольких точках по высоте паруса и с обеих его сторон пришиваются легкие «колдунчики» для визуального
контроля за положением стакселя относительно ветра.



Штормовой стаксель.


 На «Вэнгарде» этот парус имеет несколько необычную форму. Чаще всего штормовые стакселя шьют с укороченной длиной по передней шкаторине, но сохраняют достаточно большой перекрой грота.
Однако, как показали исследования в аэродинамической трубе, такой парус оказывается малоэффективным, поскольку его тяга определяется в основном длиной передней шкаторины, а не величиной перекроя.


Кроме того, широкий низкий стаксель сильно деформируется повышенными напряжениями в ткани, возникающими под действием штормового ветра; поток воздуха, стекающий с него, отдувает грот; нижняя
часть паруса временами оказывается в ветровой тени от гребней волн.


Фирма предложила свою концепцию штормового паруса, названного «Скинни Риб Джиб» (дословно — «тощий стаксель»). Его особенность — высокое аэродинамическое удлинение. Положение узкого и высокого
паруса легче контролировать в сильный ветер; зазор между стакселем и гротом можно регулировать, не допуская нежелательного эффекта действия на грот.


«Скинни Риб» развивает максимальную подъемную силу при малом сопротивлении. Длина его по передней шкаторине обычно определяется в процентах полной длины штага с таким расчетом, чтобы кренящий
момент имел умеренную величину.


Парус шьется из особо прочной ткани с традиционным покроем — с центральным швом и полотнищами, перпендикулярными нижней и задней шкаторинам. Для обеспечения жесткости задней шкаторины штормовой
стаксель снабжается парой лат. Небольшая регулировка профиля этого самого плоского паруса достигается применением оттяжки Кэнингхэма по передней шкаторине.


Сферический спинакер.


 Это универсальный парус для фордевинда и бакштага со сферическим раскроем в верхней части. При обычном покрое спинакера с поперечным расположением полотнищ ткань оказывается растянутой по
диагонали (по отношению к ее основе), вследствие чего существенно удлиняются боковые шкаторины паруса, он становится более плоским, а брас и шкот приходится выбирать сильнее.

Читайте также?  Как управлять крейсерским швертботом.


В результате увеличивается крен яхты, на спинакере образуется подушка воздуха, обтекая которую ветер попадает на подветренную Сторону грота. Сферический покрой обеспечивает устойчивую форму
верхней части спинакера в широком диапазоне ветра, а полотнища оказываются ориентированными поперек максимальных действующих усилий и препятствуют чрезмерному растяжению шкаторин.


 В нижней части сферический (или радиальный, как его называет фирма) спинакер имеет поперечное расположение полотнищ, при котором обеспечивается максимальный коэффициент раскрытия
паруса. Шьется этот парус из легкого плотного нейлона специальной выделки. По желанию заказчика спинакер может быть снабжен в нижней части фирменным «юмбо» — дополнительной площадью,
скроенной в виде части сферы, раскрытой с кормы.


«Юмбо» увеличивает площадь спинакера примерно на 14%  и является своеобразной ограничивающей аэродинамической шайбой, снижающей концевые потери на нижней шкаторине паруса. Установлено, что
только за счет добавления «юмбо» при ветре 10 м/с скорость  «Вэнгарда» возрастает на 7%.


Разумеется, спинакер с «юмбо» должен входить в обмерные ограничительные величины для данной яхты. Последняя   новинка    фирмы — это «юмбо»,   
пристегивающийся    на    застежке — молнии к нижней шкаторине сферического спинакера. В свежий ветер, когда полная площадь спинакера оказывается слишком большой,
достаточно отстегнуть «юмбо», не меняя парус.


«Трирадиальный»    спинакер. 


   Такой спинакер рекомендуется для свежего
ветра на курсах от фордевинда до крутого бакштага. Он отличается от сферического «радиальным» раскроем полотнищ в обоих шкотовых углах для устранения сильного растяжения ткани, особенно на бакштаге, и обеспечения более плоского профиля паруса. Этот парус также может быть пошит с «юмбо».


«Фенкат», «бигбой» или подветренный спинакер. 


Парус максимальной площади с очень полным профилем шьется из легкой ткани и ставится обычно в дополнение к спинакеру
при курсе относительно ветра от 180° до 130° (фордевинд — полный бакштаг). Только за счет бигбоя «Вэнгард» получает прирост скорости 0,75 уз.


Парус заметно уменьшает раскачивание судна при большой волне, стабилизирует его движение, повышая устойчивость на курсе, и
облегчает управление спинакером. Таковы в общих чертах основные новинки в парусном «гардеробе» «Вэнгарда»; остальные шесть его парусов — традиционны для яхт подобного класса.



Источник:  «Катера и Яхты»,  № 74.


Заказать тюнинг или постройку яхты, самолета, вертолета Вы можете по форме ниже!