Поговорим предметно о фалах.

О КРЕПЛЕНИИ ФАЛОВ И ШКОТОВ НА УТКАХ. Давным-дав­но, когда я
был молод, розовощек и культивировал на верхней губе три волосинки, меня как-то угораздило закрепить на утке топсель-шкот из намокшего манильского троса «вось­меркой» с полуштыком. Некоторое
время спустя разъяренный капитан, стоя на палубе по щиколотку в во­де, объяснил мне, почему подобная практика не встречает
одобрения, и добавил, что только безмозглый бол­ван мог ступить таким образом.


Дело в том, что под нагрузкой шкот натянулся, а поскольку трос был сде­лан из натурального волокна, то на­мок и
разбух, в результате чего узел стал походить на горсть слип­шихся .в кармане леденцов. Отдать шкот быстро, как того требовала си­туация, не удалось.


Старый запрет насчет использова­ния полуштыка при креплении сна­стей на утках действует и поныне, хотя современные синтетические тро­сы не разбухают при намокании. Не­редко бывают случаи, когда
даже целесообразно закрепить заложенный за утку конец фала полуштыком.


Многие современные металлические утки представляют ценность скорее эстетическую, нежели практическую, поскольку имеют меньшие размеры и площадь соприкосновения со сна­стью, чем деревянные. Это
обстоя­тельство плюс упругость тросов, сде­ланных из синтетических волокон, в некоторой степени гарантируют без­опасность использования полуштыка.


Многие старые традиции парусно­го флота приносят пользу до сих пор. Что же касается тросов и уток, то здесь важно лишь одно: надежно закрепленная снасть должна легко от­даватьПри нагрузке на фал
полуштык затягивается чрезвычайно туго {рис. 1).


Даже если перед тем как накладывать «восьмерку» вы зало­жите два шлага вокруг основания утки, положения это не спасет. Если размеры утки и диаметр троса по­зволяют, ходовой конец лучше про­вести
так, чтобы его прижало корен­ным к шлагам на утке (рис. 2), тог­да полуштык не потребуется.


Чтобы не путаться в терминоло­гии, будем считать, что мы заклады­ваем снасть при помощи нескольких «восьмерок» и закрепляем ее, добав­ляя полуштык. Если трос имеет тен­денцию потравливаться,
прежде чем занять окончательное положение на утке, то слабина должна выбираться в первых шлагах на утке — до полуштыка.

Читайте также?  Из истории юбиляра. "Катера и Яхты" - 50 лет.


Мы провели небольшой экспери­мент: конец смазанного жиром тро­са заложили за утку, а коренной ко­нец выбрали лебедкой через пружин­ный динамометр. (Кстати сказать, если вам когда-нибудь придется
на­бивать заложенный за утку промас­ленный трос при помощи лебедки, то зрителей лучше не собирать.)


Трос, заложенный двумя шлагами и «полу- восьмеркой» (рис. 3), начал про­скальзывать при тяге лебедки все­го в 2,3 кге и дал большую сла­бину. При закладке шлага и одной «шолувосьмерки» с
проводкой ходо­вого конца под коренным (рис. 4) трос начал проскальзывать при тяге уже в 22,7 кге, а когда была добав­лена «восьмерка» (рис. 5), показание динамометра увеличилось до 56,8 кге.


Если к этому добавить шлаг и полу­штык (последний в данном случаене обязателен), то крепление снасти будет вполне надежным (рис. 6).


При креплении троса за утку важно как можно плотнее уклады­вать шлаги — в этом случае слабина получается минимальной, трос будет плотно прилегать к поверхности ут­ки. Дополнительный полуштык
ну­жен лишь в случае, когда диаметр троса слишком велик для данной ут­ки или когда па ту же утку заведе­на вторая снасть. 


ПОДВЕСКА РАЗОБРАННЫХ ФАЛОВ.


Разобранный фал должен быть надежно подвешен. В против­ном случае трос может упасть за борт, намотаться на винт или
запу­таться при быстрой уборке паруса. Причиной этого может быть ветер, сильная качка, крен пли хлопающий шкот. Тросы разных типов собира­ются в бухты по-разному, но прин­цип для всех один н тот
же.


На рис. 7 показано, как не сле­дует, разбирать фал. Он свернут кое- как, ходовой конец не закреплен, шлаги «восьмерки» готовы соскольз­нуть с утки. Правильное крепление бухты фала на утке
показано на рис. 8.

Читайте также?  INTERPOLITEX - 2014


Ходовой конец шлага сходит с верхнего рога утки, пропускается сквозь бухту, перекручивается пет­лей, заводится между коренным кон­цом фала н мачтой; затем петля на­девается на верхний рог утки.


Такой способ исключает падение бухты при ударе шкота и позволяет прижать ее к мачте. Ящик у пяртнерса мачты (рис. 9) — тоже неплохое решение вопроса: фал можно не сворачивать в бухту, а
ак­куратно уложить в ящик.


Это дает гарантию, что при быстрой уборкепаруса фал не запутается. Справа на мачте использован еще один надеж­ный способ крепления бухты—за­клинивание бухты между коренным концом фала и мачтой.
Этот способ хорош только в том случае, если фал сделан из мягкого троса.


Следует учитывать свойства тро­са: тонкий можно сворачивать в бух­ту небольшого дна метра; чем толще и жестче трос, тем больше должен быть диаметр бухты. Иногда трех- прядный трос сопротивляется
свора­чиванию в бухту и чтобы избежать на нем калышек, трос приходится раскручивать в направлении его свивки.


В противном случае полу­чается уродливая бухта с витками разного диаметра, которая неизбеж­но запутается. Некоторые плетеные тросы имеют тенденцию сворачивать­ся не обычной бухтой, а «восьмер-
кой»; в этом случае их следует так и укладывать «восьмеркой» — фал в такой бухте не запутается.


Глядя на рис. 10, можно предпо­ложить, что паруса ставили два че­ловека. Бухта А свернута плотно и правильно подвешена к мачте, фалы на утках В заложены как следует и закреплены полуштыками.
Однако ходовые концы следовало бы наве­сить на утки, а не бросать на палу­бу.


Бухта С свернута плохо, но по­вешена на кофель-нагель по всем правилам. Что же касается бухты D, то она и свернута и закреплена не­ряшливо. Вероятно, надежнее всего крепить бухту при помощи
клеванта. Таким способом можно подвесить большую бухту на любой высоте.

Читайте также?  Строительство деревянной лодки


Перевод И. Русецкого


Краткое объяснение встречаю­щихся в статье основных терминов, относящихся к такелажному делу.


Бухта — трос, аккуратно свер­нутый кольцами, восьмеркой или уло­женный в цилиндрическую стопу.


Закладывать, заложить—закрепить конец снасти за утку либо за другое приспособление.


Калышка — неровность, выпук­лость, петля на тросе, появляющаяся в результате его скручивания против направления свивки прядей.


Клевант — небольшой деревян­ный заостренный к концам брусочек с круглой выточкой посредине, при­меняемый для шнуров сигнальных флагов. Клевант применяется также в ручных лагах.


Коренной конец — конец снасти, закрепленной за парус, ран­гоут и т. п.


Кофель-нагель — приспо­собление для крепления снастей (обычно — фалов) и их быстрой от­дачи. Состоит из стойки или планки, в отверстия которой вставляют вер­тикальные стержни — нагели.


Манильский трос — выде- лываемый из волокна листьев тра­вянистого растения абака — прядиль­ного банана.


Набивать, набить — натяги­вать снасть втугую, не допуская ее слабины.


Полуштык — половина про­стого штыка, представляющая собой обнос ходового конца троса вокруг самого себя таким образом, чтобы натяжением снасти конец прижима­ло к тросу.


Топсель — легкий дополнитель­ный парус, ставящийся над гафелем.


Трос — любая тонкая веревка или стальной канат на судне.


Разобрать — аккуратно уло­жить трос, освободив его от калы- шек и запутавшихся узлов.


Утка— двурогая планка для крепления снастей.


Фал — снасть, служащая для подъема парусов или реев.


Ходовой конец — конец сна­сти, за который его выбирают.


Шкот — снасть, которую ввя­зывают в нижний задний угол косо­го паруса для растягивания его по гику, а также снасть, при помощи которой устанавливают под нужным углом гик или парус.


Шлаг — оборот снасти вокруг чего-нибудь.


Штык простой — узел, со­стоящий из двух полуштыков. Наи­более распространенный при швар­товке.


Источник: «Катера и Яхты»,  №118.

Заказать тюнинг или постройку яхты, самолета, вертолета Вы можете по форме ниже!