Пожары на борту из-за литиевых аккумуляторов

Многие пассажиры проносят в ручной клади на борт самолёта портативные электронные устройства с литиевыми аккумуляторами (мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, музыкальные плееры, зарядные устройства и прочее). Авиакомпании предупреждают о риске возникновения пожара на воздушном судне. 

В начале июля из Нью-Йорка в Лондон вылетел самолёт Airbus A330-300, принадлежащий авиакомпании компании «Virgin Atlantic». Не успел он набрать крейсерскую высоту, как в пассажирском салоне произошло возгорание. Пожар удалось быстро потушить. Тем не менее командир экипажа принял решение совершить вынужденную посадку в аэропорту Барселоны. Полиция провела расследование. Его результаты показали, что у одного из пассажиров загорелся портативный литиевый аккумулятор, пламя с которого перекинулось на кресло. Аналогичный инцидент произошёл в мае на борту самолёта Airbus A319, следовавшего в Дюссельдорф. «Во время полёта на круизной высоте в хвостовой части салона загорелась куртка одного из пассажиров. Как выяснилось, возгорание произошло из-за неисправного портативного аккумулятора», – сообщается в докладе Федерального бюро по расследованию авиационных происшествий, – «Экипаж смог быстро ликвидировать возгорание».

Число возгораний из-за литиевых аккумуляторов ежегодно растёт

По данным Федерального авиационного агентства США, число возгораний из-за литиевых аккумуляторов увеличилось. С чем связан этот рост? Люди активно пользуются мобильными устройствами, которые питаются от этих аккумуляторов. Федеральное авиационное агентство США уже много раз фиксировало случаи, когда литиевые аккумуляторы загорались на борту самолёта или в аэропорту. Если в период с 2011 по 2014 год таких инцидентов было 7-9 в год, то в 2015 году их зарегистрировано 16, а в 2016 году – 31.  В 2017 году Федеральное авиационное агентство США зарегистрировало уже 46 возгораний из-за литиевых аккумуляторов. В 2018 году – 47 возгораний. В 2019 году по состояние на 22-е мая было зарегистрировано 19 возгораний.

Температура выше 1000 °C

Существует большой риск того, что в салоне самолёта небольшие устройства такие, как электронные сигареты, смартфоны и портативные аккумуляторы, упадут в щель между креслами и будут ими защемлены. При защемлении аккумулятор повреждается, в нём происходят химический реакции, в результате которых он нагревается до температуры выше 1000 °C и загорается.

Бортпроводники предупреждают пассажиров об опасности

Авиакомпании проводят разъяснительную работу с пассажирами. «Наши бортпроводники сообщают на немецком и английском языках о риске возникновения пожара из-за повреждения литиевых аккумуляторов», – сообщает официальный представитель авиакомпании Lufthansa», – «Мы просим наших пассажиров сообщать экипажу обо всех случаях нагрева, дымления и возгорания устройств. Даже если устройство просто упало туда, откуда его невозможно достать, пассажиров просят сообщить об этом».

Экипажи отрабатывают алгоритм действий по ликвидации пожаров. «Члены наших экипажей проходят специальное обучение», – продолжает официальный представитель авиакомпании Lufthansa», – «Занятия проводятся раз в год в рамках двухдневного курса аварийно-спасательной подготовки, который включает в себя противопожарные учения».

Несгораемые мешки и перчатки

В последнее время экипажи начали оснащать специальными перчатками и несгораемыми мешками. В эти мешки помещают задымившееся устройство и спокойно продолжают полёт дальше

Ноутбук, выброшенный из самолета

В начале мая во время буксировки самолёта авиакомпании «PSA Airlines» у одного из его пассажиров ноутбук начал подавать сигналы о перегреве. Бортпроводник не растерялся и выбросил устройство на перрон, где он был потушен сотрудниками аэропорта.