Этой весной на яхтенном рынке в нашей стране произошло знаменательное событие: не слишком
широкий модельный ряд имеющихся в продаже швертботов серийного производства, дополнился целым семейством новых лодок. Эти суда производятся британской компанией «RS Sailing», которая была
основана в середине 90х годов прошлого века двумя друзьями-яхтсменами, а в настоящее время выпускает 15 моделей различных парусных яхт.
С 2012 года официальным дилером «RS Sailing» в России стала компания «Фордевинд-Регата». Политика «RS Sailing» очень
проста: хорошая яхта не нуждается в громкой рекламе – качество говорит само за себя, и похоже, это дает неплохие результаты, в отличие от многих конкурентов, переживающих сейчас далеко не лучшие
времена, «RS Sailing» год от года только набирает обороты.
Все суда, выпускаемые этим производителем делятся на три основных группы:
– универсальные швертботы;
– скоростные глиссирующие швертботы, «скифы»;
– килевые яхты для матчевых гонок.
Новинки, доступные в нашей стране уже сегодня, относятся к первой группе. Это швертботы «RS Q’ba», «RS Feva» и «RS Venture», в конце июня к ним добавится «RS Vision».
«RS Q’ba» (произносится «Куба») – меньшая из трех лодок — 3.53 м в длину и 1.42 м в ширину. Рассчитана на экипаж от одного до трех человек. Грот бывает двух размеров: «стандартный» — с
возможностью взять рифы – для новичков и «гоночный» – с большей площадью для более опытных яхтсменов.
«RS Q’ba» может использоваться как со стакселем, так и без него. Швертбот транспортируется на крыше легкового автомобиля. Корпус из полиэтилена прочен и долговечен, не нуждается в ежегодном
ремонте, не впитывает воду и может храниться на улице.
«RS Q’ba» напоминает полюбившийся уже многим в России «Laser Pico»: схожие габариты, материал корпуса и похожие характеристики дают основание считать «RS Q’ba» клоном широко разрекламированного
швертбота «Laser», однако это не так — принципиальные различия есть.
Во-первых, это масса корпуса. Корпус «RS Q’ba» на десять килограмм легче. Для лодки столь небольшого размера это значительная цифра, учитывая что «RS Q’ba» и «Laser Pico» выполнены из аналогичных
материалов.
Такой результат удалось получить благодаря особому подходу к формовке. Новый компьютеризированный метод позволяет не только строго отслеживать температурный режим при изготовлении лодок, но и
задавать множество дополнительных параметров, например изменять толщину слоя.
Усиливая конструктивные элементы и уменьшая количество материала там, где нет силовых узлов, удалось получить легкий и жесткий корпус, который имеет в себя прекрасные ходовые качества, сравнимые
с корпусами из стекловолокна.
Еще одно принципиальное отличие — это площадь основного паруса. У «RS Q’ba» площадь грота немного больше, однако, в сочетании с меньшим весом корпуса, это дает заметную разницу в динамике
судна. Поэтому, говорить об идентичности этих швертботов не стоит.
При сравнении стоящих рядом корпусов «Laser Pico» и «RS Q’ba» бросается в глаза различие в конструкции носовой части лодок: у «Laser Pico» спереди нет большого бака плавучести — сразу же
начинается «углубление» кокпита.
По-видимому это сделано для того что увеличить объем кокпита, например, для того что — бы там можно было прокатить ребенка, когда на яхте не установлен стаксель. Как бы то ни было, задумка
оказалась не очень удачной в условиях короткой речной волны: «Laser Pico» часто зарывается волны и, поэтому «Pico» лучше подойдет для выходов в море, где волна будет длиной и пологой.
Носовой бак на «RS Q’ba» позволяет при короткой встречной волне воде и брызгам скатываться по палубе, не попадая в кокпит. Существует еще достаточно нюансов различия этих лодок, сравнить же
основные характеристики швертботов можно с помощью таблицы.
«RS Feva» — один из самых удачных проектов «RS Sailing». Последние несколько лет он уверенно занимает позицию самого продаваемого швертбота-двойки. «RS Feva» — строгий монотип, и в первую очередь
предназначен для детских регат.
Современный дизайн, эффективное парусное вооружение были по достоинству оценены мировой общественностью. В настоящее время, в дополнение к различным призам и регалиям, «RS Feva» официально
признан ISAF.
Ежегодно проводятся десятки соревнований, в их числе Чемпионаты Мира и Европы, флот увеличивается с поражающей быстротой. Есть перспективы для развития этого класса и в России. Он может занять
пустующее место швертбота-двойки для новичков, прийти на смену дорогостоящему, морально устаревшему и утратившему былую популярность «Кадету».
Спустя всего несколько лет после признания класса международным, в ISAF уже зарегистрировано более 4500 лодок (для сравнения, за 60 лет существования класса «Кадет» было зарегистрировано не
многим менее 10000 лодок).
Конкурентов в стране у него фактически нет — упомянутые выше «RS Q’ba» и «Laser Pico» — никак не гоночные лодки, с их помощью можно получить представление о парусном спорте и провести прекрасные
выходные у ближайшего водоема, но не более того.
Остальные швертботы-двойки, особенно активно продвигаемый в нашей стране класс «29-er», для пришедшего в яхт-клуб ребенка велики и сложны технически. По соседству от нашей страны класс «RS Feva»
развит в Эстонии и Швеции, а значит выезд на соревнования возможен уже сегодня.
Парусное вооружение «RS Feva» состоит из грота, стакселя и геннакера. Геннакер ставится на выдвижном бушприте. Длина корпуса 3.64 м, ширина — 1.42 м. Лодка идеально подойдет для экипажа,
состоящего из двух детей(подростков) или взрослого и ребенка (отличный вариант для обучения основам управления парусным судном).
Корпус, как и у «RS Q’ba», сделан из полиэтилена. Поставляется в гоночной комплектации «XL» – с большим гротом и комплектации «S» – с маленьким гротом (не для участия в соревнованиях). Пробные
выходы на воду на швертботе «RS Feva» были осуществлены в мае в Санкт-Петербурге в детской спортивной секции «Рауту». Лодка вызвала большой интерес и одобрение у детей и тренеров.
В таблице ниже приведены основные параметры швертбота «RS Feva» и для сравнения те же параметры хорошо известного швертбота «Кадет». «RS Venture» – самый большой швертбот в серии
универсальных лодок «RS Sailing», он отлично подойдет для семейных прогулок под парусом: общая длина чуть менее 5 метров в сочетании с просторным кокпитом позволяет вместить до 8 человек
(грузоподъемность до 690 кг).
Корпус выполнен из стеклопластика, который является оптимальным материалом для лодки такого размера (полиэтилен сделал бы подобную лодку слишком тяжелой), обладает хорошими мореходными
качествами, высокой остойчивостью, а баки плавучести делают «RS Venture» непотопляемым.
Предусмотрены эжекторы для автоматического осушения кокпита. При заказе на производстве возможно установить дополнительные банки (поперечные скамьи для размещения экипажа), а также дополнительный
герметичный отсек для хранения вещей.
Парусное вооружение состоит из грота, стакселя и геннакера. Стаксель оборудован закруткой, а грот рифами – это значит, что площадь парусов можно быстро изменить в соответствии с погодными
условиями. Геннакер выносится на выдвижном бушприте.
В дополнительной комплектации предусмотрена трапеция. Как и на большинстве современных прогулочных лодок, гик на «RS Venture» поднят достаточно высоко, чтобы не заставлять экипаж или гостей на
судне сидеть согнувшись, оттяжка гика при этом также вынесена наверх относительно гика.
В базовый комплект поставки входит поплавок для мачты, удерживающий лодку от переворачивания в случае опрокидывания, мачта также обладает собственной плавучестью.
При желании «RS Venture» оборудуется подвесным двигателем. Хранить швертбот можно не только на берегу, но и на воде у пирса. Транспортировка осуществляется с помощью трейлера. Из швертботов,
выпускаемых серийно, пожалуй, наибольшее сходство прослеживается у «RS Venture» с «Laser Bahia», «RS Venture» превосходит «Laser Bahia» по размерам и грузоподъемности, хотя и не уступает в
простоте управления.
Ниже приведена таблица для сравнения основных параметров этих лодок. В заключение стоит упомянуть что этим летом в России готовится еще одна лодка «семейства» «RS Sailing» – «RS Vision». По
габаритам она меньше чем «RS Venture», имеет схожее парусное вооружение, но корпус выполнен из полиэтилена.
В таблице приведены характеристики «RS Vision». В начале июня «RS Q’ba», «RS Feva» и «RS Venture» были представлены в Санкт-Петербурге на выставке в «Ленэкспо». Стенд пользовался большим успехом
и привлек множество заинтересованных посетителей. Все упомянутые лодки «RS Sailing» достойны пристального внимания.
Особенно в виду того, что в настоящий момент популярные классы яхт фирмы «Laser Perfomance» стали ограниченно доступны: из-за проблем у производителя поставки лодок задерживаются. Продукцию «RS
Sailing» отличает прекрасное качество сборки, простота эксплуатации.
Лодки комплектуются рангоутом и оборудованием известных мировых брендов. Прогулочные швертботы из первой партии были раскуплены еще до прибытия в Россию, что не позволило опробовать их на воде. В
следующих номерах журнала планируется поместить отчеты о тестах «RS Feva» и других швертботов.
Остается надеяться, что удачный старт будет залогом не менее удачного продвижения продукции «RS Sailing», что в свою очередь положительно скажется на популяризации парусного спорта и водных видов
отдыха в нашей стране.
Мария Ширяева.
Источник: «Катера и Яхты», №238.