И дея построить яхту в размерениях 3/4-тонника родилась у нас в 1976 году. Нам нужна была
яхта, рассчитанная на экипаж в 6—7 человек, для участия в гонках открытого моря. Поскольку строить яхту нам предстояло самим, важно было сделать проект минимальных размерений, требующий для
реализации сравнительно небольших затрат материалов и труда.
При окончательной проработке проекта было решено несколько повысить гоночный балл, чтобы попасть в нижний
предел III стартовой группы IOR и получить возможность участвовать в соревнованиях на кубки Черного и Балтийского морей.
Прототипом послужил проект Р. Картера, несколько эскизов которого были опубликованы в журнале «Yасhting Wоrld» в 1976 г. Яхту решили строить из дерева в Киевском крейсерском яхт-клубе, где
к этому времени уже был накоплен большой коллективный опыт строительства.
Непосредственно строительством яхты занимались 4—8 человек в течение трех лет. 31 октября 1981 г. она была спущена на воду и названа
«Гонтой».
Корпус яхты обшит еловой рейкой, палуба и рубка — фанерные.
Весь корпус оклеен двумя слоями стеклоткани. Сечения основных связей набора и креплений выбраны по правилам классификации и постройки яхт Регистра Ллойда издания 1966 г.
Киль, штевни, контртимберс, флоры и одна треть шпангоутов выполнены ламинированными из дуба. Применена поперечная система набора из основных ламинированнмх шпангоутов с двумя промежуточными —
гнутыми между ними.
В средней части днища установлены деревянные флоры. Ближе к оконечностям, где килеватость днища увеличивается, применены стальные кованые флоры, а при особенно большой килеватости — листовые
перфорированные.
Палубные бнмсы — ламинированные, из наружных дубовых и внутренних сосновых реек. Все бимсы имеют переменное сечение по длнне, что позволило несколько
снизить вес палубного набора.
Корпус собирался в положении вверх килем. На поперечных лекалах были установлены ламинированные шпангоуты, киль, штевни, контртимберс и флоры. При обшивке рейки малковали на верстаке, наносили на
них клей и устанавливали на место без предварительной примерки.
Было поставлено 56 поясьев, причем 5 из них были «потеряйными», что позволило обойтись без уменьшения ширины реек к оконечностям яхты. Обшивка корпуса заняла 1,5 месяца — 3— 4 человека
работали по вечерам и в выходные дни.
Палуба из 10 -миллиметровой фанеры является частью цилиндрической поверхности с радиусом 9 м. Она укладывалась большими секциями из листов, предварительно склеенных на ус.
Крыша рубки — безнаборной конструкции. Она выклеена из трех слоев 6 — миллиметровой фанеры на болване методом диагональной переклейки. Плавник весом 2100 кг крепится
девятью шпильками М24 через киль и уснленные флоры.
Применен глубокопогруженный руль большой площади полубалансирного типа. Его верхняи часть пересекает ватерлинию и являетси продолжением обводов корпуса. Стальной баллер днаметром 40 мм опирается
на два подшнпника, один из которых установлен на нижней кромке кормового плавника, другой — в нижней части гельмпорта.
Планировка внутрениих помещений — традиционная для яхт такого размера. В форпике, отделенном от кают — компанни шкафами, установлены две койки. В шкафу левого борта расположена парусная кладовая.
В кают -коммании за продольными переборками, образующими спинки диванов, расположены еще две койки.
Эти переборки являются силовыми элементами корпуса. За них крелятся все вант — путенсы. Большой штурманский стол выполнен в виде пенала для карт; под ним — тумбочка с выдвижными ящиками.
Стол может откидываться к комингсу рубки для удобства пользоваться койкой.
На камбузе установлена двухконфорочная газовая плита, имеется мойка, закрываемая разделочным столиком, и ледовый ящик объемом 50 литров для хранения продуктов. Устроено множество полочек
дли камбузной утвари и хранении запасов.
Входной трап в рубку является одновременно съемным люком в машинное отделение. Правда, двигатель пока не установлен. Внутренняя отделка яхты выполнена из ильма.
Планировка палубы разработана с учетом эффективной работы экипажа в гонках. Все фалы, оттяжки Кэннингхема, бегучнй такелаж грота и спинакер -гиков проведены в кокпит. В кормовой части кокпита
предусмотрено место для установки надувного спасательного плота ПСН-6.
В передней части кокпита установлена эластичная перегородка с карманами для инструмента и ручек лебедок, а за ней хранятся ходовые концы снастей бегучего такелажа. Здесь же установлен
электрический щит, на котором рулевой может включить ходовые огни, палубное освещение и подсветку навигационных приборов.
Панель навигационных приборов установлена над сдвижным люком.
Яхта оснащена шлюпом с топовым стакселем. Мачта изготовлена из трубы 138 X 4 из сплава Амг 6, имеет одну пару краспиц, установлена на крыше рубки в стандерсе.
Предусмотрена возможность заваливання мачты вплоть до горнзонтального положения и возвращение ее в вертикальное усилиями одного человека, работающего на шкотовой лебедке. Эта операция занимает
буквально считанные секунды. При этом топовые ванты остаются набитыми, а в качестве стрелы используется спинакер — гик.
В последующих плаваниях мы по достоннству оценили преимущество такого устройства. По пути нз Киева к Черному морю операцию заваливания и постановки мачты приходится проделывать не менее 5 раз и
не всегда в тихую погоду. Грота- и спинакер -гики также изготовлены из сплава Амг 6 сечением 105 X
3 и 80 X 3 соответственно.
Стоячий такелаж вырублен из стального оциикованного троса 1 X 19 диаметром 9 мм. Для быстрой смены парусов и повышеиня надежностн применено удвоенное количество фалов, которые проведены внутри
мачты.
Грота — и стаксель — фалы изготовлены из 5-миллиметрового стального троса с ходовыми концами из капронового троса окружностью 32 мм. Спинакер -фалы — капроновые окружностью 38 мм. «Гонта»
укомплектована снабжением в соответствии с требованиями, предъявляемыми к яхтам, выходящим в плавание II категории.
Установлен комплект навигационного оборудования, в который входят радиопеленгатор, лаг, метеостанция, эхолот. Свою первую навигацию 1982 г. яхта провела в районе г. Киева на Каневском и
Киевском водохранилищах.
В это время судно пополнялось необходимым палубным оборудованием, шкотовыми лебедками, снабжением, шились дополнительные паруса. В 1983 г. «Гонта» впервые стартовала в соревнованиях
на Кубок Черного моря. Яхта была зачислена в группу «Таурусов» и заняла седьмое место среди 14 судов.
В этих гонках выяснилась необходимость увеличения площади пера руля и усиления его крепления, что и было проделано к следующему сезону. Сезон 1985 г. для нашей яхты был весьма успешным.
«Гонта» заняла второе место в гонках на Кубок Черного моря и первые места во всех киевских гонках, в которых мы стартовали: Кубок Киева, гонка «Победа», Кубок «Энергетика» и т, п.
В 1986 г. состоялся дебют нашего экипажа и в гонках на Балтике, правда, не очень удачный: перед стартом первой гонки в Ленинграде была сломана мачта. С помощью работников Ленинградской
экспериментальной судоверфи мы за неделю отремонтировали мачту и смогли стартовать в завершающей гонке соревнований — в Рижском заливе.
Мы финишировали первыми в группе из 27 яхт (правда, с учетом гандикапа по ТОДТ оказались на 8-ом месте). Подводя итоги четырех сезонов, отметим, что наши труды не пропали даром. Яхта
получилась достаточно мореходной, обладающей хорошими ходовыми качествами в различных метеоусловиях.
Особенно хороша «Гонта» при слабых ветрах до 5—6 м/с: яхта идет превосходно как в лавировку, так и при попутных ветрах. Угол лавировки ее меньше, чем у Л6 и «Таурусов», а скорость не
ниже. После изменения рулевого комплекса управляемость удовлетворительная при любой схеме парусности.
Корпус остается абсолютно сухим при любых ветровых условиях и волнении. Условия обитаемости на яхте хорошие. В рундуках под койками и диванами много места для хранения личного имущества,
постельных принадлежностей и запасов. Для хранения запасов продуктов можно использовать также пространство под пайолами.
Всего за четыре навигации пройдено 12 тыс. миль.
А. Грищенко, г. Киев.
Источник: «Катера и Яхты», №130.