В начале апреля «КиЯ» получил приглашение от официального дилера Beneteau компании Nord
Sail поучаствовать в ознакомительной поездке на Майорку, где в тот момент проходила презентация новых яхт Beneteau. В ходе непродолжительных тестовых испытаний нам удалось познакомиться и
получить некоторый опыт хождения на трех лодках серий Oceanis и Sense.
В ближайших выпусках журнала мы познакомим читателей со всеми тестированными моделями, а сегодня начнем рассказ с одной из них – прекрасной, на мой взгляд Sense 55. Казалось бы, что нового могут
предложить судостроители яхтсменам в части компоновочных решений? Если речь идет о круизной яхте, то, наверное, ничего – настолько все здесь устоявшееся, консервативное, неизменное. Как старые
добрые правила игры в футбол.
Так мы думали до момента встречи с французской Sense 55, самой большой лодкой новой серии Beneteau. Но французы сумели удивить. Оказывается, даже классические концепции скрывают в себе весьма
богатый потенциал для технического творчества. Было бы только желание искать и развиваться!
Внешнее превосходство.
Иногда бывает интересно узнать, что же на самом деле стоит за формулировками рекламного буклета, которые почти всегда абстрактны, расплывчаты, часто – откровенно хвастливы. Вот и в случае, когда
речь зашла об испытуемых яхтах Beneteau, насторожила уже первая фраза: «Концепция Sense предлагает новый подход к жизни под парусами».
Однако стоило нам только оказаться возле лодки, подняться на борт, побыть на ней некоторое время, как стало ясно: действительно – новый подход. Все так и есть.
Моей самой первой лодкой была 54-футовая польская яхта постройки середины 80-х. Вспомнил об этом по двум причинам. Во-первых, нахлынули приятные воспоминания, когда в одной из гаваней
Пальма-де-Майорка увидел ее ошвартованный «систершип».
А, во-вторых, зримо представил себе, какой гигантский прогресс в яхтостроении произошел в последние 20–30 лет. Наверное, по масштабам он сопоставим с аналогичным шагом вперед, сделанным в конце
70-х по сравнению с тем же периодом двадцатилетней давности.
Архитектура, гидродинамика, оборудование… Казалось бы, две соразмерные яхты, а словно явились из разных миров. Или, из разных эпох, что тоже верно.
И если при взгляде с носа и даже сбоку эта разница может быть не столь очевидной, то вид с кормы на просторный и глубокий, просто невозможный у крейсерской яхты еще в конце прошлого столетия
кокпит, не оставляет у вас никаких сомнений на этот счет.
Собственно, с осмотра кокпита и началось наше знакомство с Sense 55. И здесь открывается нам то новаторское решение, которое применили французские дизайнеры при проектировании помещений на яхтах
серии Sense.
Основной его принцип – полное освобождение жилого пространства от рабочих механизмов, «каюты отдельно, моторы отдельно». Вся техника, создающая шум (двигатель, генератор, помпы и т.д.), вынесена
за пределы жилой зоны и размещена в кормовой части яхты под кокпитом, где уже нет ни сантехнических помещений, ни просторного ахтерпика.
Это решение позволяет задать довольно большую глубину кокпита и очень свободно распоряжаться жилым пространством лодки. Что конструкторы Sense из группы Nauta Design с блеском и осуществляют.
Французы делают упор еще и на «близость к морю» (уровень кокпита находится максимально близко к воде, и по мнению представителей верфи, это уменьшает парусность корпуса, чем страдали предыдущие
лодки серии Oceanis), и малые перепады уровня палубы кокпита и пола салона. Еще одна «фишка», которую они часто упоминают, это входной трап всего в три ступени под максимально комфортным углом в
45 градусов.
Почти пятиметровая ширина корпуса Sense 55, лишь немного убывающая от миделя к корме, а также уже упомянутая глубина дают возможность так скомпоновать кокпит, что он смотрится (и ощущается тоже!)
вполне самостоятельным обитаемым пространством яхты.
С плоскостью палубы при этом его связывают очень удобные сиденья-крылья, которыми оборудованы места у штурвалов по обоим бортам. Сиденья эти собой и своими релингами закрывают кокпит со стороны
транца, обеспечивая достаточную безопасность на ходу, а, будучи поднятыми, открывают свободный выход на довольно вместительную платформу, запроектированную в корме вместе с трапом для купания.
Из интересных особенностей также можно отметить характерные для всех яхт этой серии консоли управления, на которых, помимо штурвалов, размещены панели приборов и картплоттеры.
В кокпит же выведено и все управление парусами: ближе к рубке по обоим бортам установлены ряды стопоров с выходом фалов и топенантов на средние по размеру лебедки Harken, еще одна пара больших
шкотовых лебедок с электроприводом размещена вплотную к штурвалам. В средней силы ветер, стоя в ле вентике, подъем грота площадью 75 м2 занимает полторы-две минуты.
Почти у самой стенки кокпита рубку яхты венчает широкая объемная арка, служащая как основой для установки тента, так и местом крепления двух блоков гика-шкота.
Конструкция в целом удобная (и, что характерно – очень элегантная), хотя отсутствие погона делает качественную настройку грота весьма проблематичной задачей.
Сама по себе рубка невысокая, ее возвышение над палубой незначительно для круизных яхт такого размера.
Однако глубокое расположение кокпита позволило конструкторам спроектировать на задней стенке рубки не привычный люк, а самую настоящую дверь (несколько смещенную, кстати, относительно ДП). При
этом днищевые пайолы внутренних помещений оказываются лишь на три ступеньки ниже уровня кокпита!
Внутренний простор.
Самое сильное впечатление от осмотра подпалубных помещений Sense 55 – ошеломляющее ощущение объема, легкости, прозрачности. Достигается это несколькими способами, главный из которых – концепция
разделения жилого и технического пространства. Там, где нет многих ограничений, продиктованных технологической необходимостью, появляется свобода для творческих идей.
Просторный салон, две симметричные каюты по бортам в районе миделя и большая носовая каюта спроектированы элегантно, оформлены со вкусом и легкостью, содержат целый ряд изысканных конструктивных
элементов. Внутри яхты стоять можно в полный рост – высота подволока по всей длине лодки больше 190 см.
В убранстве внутренних помещений применяется сочетание шпона ценных пород дерева и белой кожи. Белые кожаные панели – одно из самых удачных интерьерных решений. Они создают ощущение легкости и
света, не умаляя при этом благородства отделки (как это происходит, если просто использовать светлые сорта дерева).
Слева при входе в салон (как-то не поднимается рука написать «при сходе с трапа» – вы именно входите в кают-компанию, лишь слегка шагнув из кокпита вниз) организовано место штурмана. При этом,
стоит ему только развернуться на сидении, как он оказывается уже не за штурманским, а за обеденным столом в очень уютной П-образной лаунж-зоне.
Напротив нее, по правому борту, размещены кухонные модули: мойка, разделочный стол, буфет, газовая плита, холодильник и посудомоечная машина.
По всему периметру салона на удобной высоте обустроены рундучки, белые пластиковые крышки которых открываются вниз. Наши опасения, что их придется постоянно придерживать, оберегая от ударов и
падения, конечно, оказались напрасными: все крышки снабжены мягкими пневматическими доводчиками.
Пространство камбуза отделено от общего помещения высокой и широкой тумбой, внутри которой скрывается дополнительное сидение-трансформер и плазменная панель телевизора. Легким нажатием кнопки на
пульте управления кают-компания превращается в уютный видео — салон.
Дальше в нос лодки по бортам расположены две каюты, которые при желании могут быть двухместными. Каждая из них – со своим гальюном и душем. По левому борту выгорожено место даже для небольшой, на
одного человека, баньки. Двери кают сдвижные и не перегораживают проход.
Напротив нее – еще один гальюн и душевая для обитателей носовой каюты. Здесь, в самом носу мы обнаружили такой редкий для однокорпусных яхт элемент внутренней компоновки, как рабочий кабинет.
Пусть небольшой, но самый настоящий кабинет с отдельным столом и небольшим книжным шкафом с открытыми полками.
Очевидно, конструкторы оставили приманку для потенциальных владельцев, которые собираются проводить на яхте много времени, жить на ней, работать, вести дела. Этакий маячок для целевой группы
покупателей.
Попались на его призывный огонь и мы: начав свое перемещение по яхте в кокпите на корме и закончив его в кабинете передней каюты, мы были сражены шармом и очарованием Sense 55 просто наповал.
Оставалось выяснить, как лодка управляется и ведет себя на ходу.
За штурвалом
Что можно понять о характере яхты за один час хождения под парусами? Общего портрета, конечно, не получить, но в памяти все равно остаются некоторые детали, самые яркие впечатления.
Мы проводили тест при хорошем юго-западном ветре в 12–14 узлов, который к тому времени уже разогнал плавную и длинную волну 1.5-метровой высоты, впрочем, быстро гаснущую уже на входе в нашу
бухту.
Рулежка в условиях открытого моря оказалась очень мягкой, и особенно комфортной – при движении в галфвинд. Не покидало ощущение спокойствия, обусловленное, возможно, тем, что на всех курсах лодка
демонстрировала прекрасную всхожесть на волну. В бакштаг набранная скорость в 7–8 узлов вообще не ощущалась, как при движении по автостраде на хорошей иномарке.
Пожалуй, только на полном курсе, близком к чистому фордевинду, проявился некий конструктивный недостаток. На той же самой полутораметровой плавной волне, конечео же, стала ощущаться валкость,
яхта начала рискать.
А вместе с тем начал летать и гик, который, будучи связан с палубой в одной единственной точке на арке, не мог быть правильно отрегулирован под фордевинд или хотя бы надежно оттянут вниз. Штатная
жесткая оттяжка гика с рывками грота не справлялась, и парус с готовностью хлопал при каждом удобном случае. Поэтому на попутной волне рулить приходилось очень аккуратно и внимательно.
На Sense 55 мы ходили только под основными парусами, но известно, что опционно Beneteau поставляет своим заказчикам комплекты и с асимметричными спинакерами. Кстати, в большинстве случаев штатные
паруса для них шьют мастера французской компании Incidences.
Отдельного упоминания заслуживает гордость компании Beneteau – система DOCK & GO синхронизации колонки двигателя и подруливающего устройства. Всего одним движением руки система позволяет
осуществлять интуитивное и простое управление с использованием джойстика, размещенного справа от штурвала на правом борту.
Вращающаяся на 360° моторная колонка синхронизирована с носовым подруливающим устройством с помощью компьютера. Во время маневрирования штурвал автоматически блокируется.
Движение под углом 90° на левый или на правый борт, вперед, назад или поворот на месте позволяют легко управлять судном на ограниченной акватории и швартоваться в наиболее сложных
местах в гавани.
В следующем выпуске «КиЯ» мы познакомим вас еще с одной представительницей рода Beneteau – новой 46-футовой яхтой серии Sense.
Андрей Петров.
Источник: «Катера и Яхты», №244.