«На море, безусловно, существуют опасности, но их столько же, сколько и на суше! Чвловеку
даны разум и умение, чтобы свести риск к минимуму, и здесь на помощь приходит хорошо построенное судно, способное плавать по морям».
Д. С л о к а м , «Один под парусами вокруг
света», 1899—1900г.
Друзья и некоторые из организаторов похода не советовали Чичестеру выходить из Сиднея в обратный путь. После 107-дневной борьбы со стихией вновь испытывать свою судьбу казалось безрассудным.
13800 миль, пройденных за первую половину пути, уже принесли ему славу; уже были установлены рекорды самого дальнего безостановочного и самого быстрого плавания на яхте — одиночке.
Стоит ли рисковать дальше? Англия еще не пережила траур по Кэмпбеллу…
Об этих предостережениях стало известно только после того, как «Джипси Мот IV» благополучно финишировала в Плимуте в 20 часов 58 минут по Гринвичу 28 мая 1967 г. А во время 48-дневной стоянки
яхты в Сиднее сообщения газет были полны бодрости.
«Единственное, что омрачает настроение Чичестера,— писали журналисты,— это семидневная задержка в пути, не позволившая ему повторить рекорд, установленный в прошлом веке знаменитыми выжимателями
ветра — клиперами». Это до некоторой степени соответствовало действительности.
Идя из Плимута в Сидней, Чичестер в точности повторил путь, известный в прошлом под названием «шерстяная дорога».
В XIX веке это была главная торговая магистраль, соединявшая Австралию с Европой, а точнее с Англией — основной потребительницей тонкорунной шерсти австралийских овец. Но «шерстяная дорога»
стяжала славу не только важнейшей торговой коммуникации: одновременно это была и дистанция самых дальних и азартных парусных гонок, которые когда — либо знал мир.
Денежные призы и слава, ожидавшие победителей, первыми доставивших груз в Англию, заставляли капитанов выжимать из своих судов все возможное и невозможное. С полной парусностью в 10-балльный
ветер, окутанные водяной пылью клипера летели со скоростью до 20 узлов.
Сутками не сходили с мостиков капитаны. Команды из нескольких десятков опытных моряков без устали рабатали с парусами. И все же только знаменитой «Катти Сарк» удалось бросить якорь в бухте Сиднея
раньше, чем на сотый день после выхода из Лондона.
Вот почему, финишировав на 107-й день, Чичестер был недоволен: ему не удалось приблизиться к рекорду, установленному большим и надежным парусником, несшим 3350 м2 парусов. Но отсутствие
бодрого настроения после финиша в Австралии объяснялось и более простой причиной — усталостью. Тысячи миль тяжелым грузом лежали на плечах 65-летнего моряка.
Он потерял в весе почти 8 кг. Особенно трудным был последний месяц: после поломки флюгерного автоматического рулевого устройства Чичестер лишился возможности нормально отдыхать. Можно было идти,
как это сделал когда — то Слокам, отрегулировав паруса и закрепив румпель намертво, но точность курса при этом была невелика, а терять время напрасно Чичестер не хотел.
После нескольких мучительных дней упорной работы ему удалось для удержания яхты на курсе приспособить маленький стаксель, соединив его шкоты с румпелем так, что отклонение яхты вызывало
соответствующую перекладку руля. Но и автоматическое управление не всегда помогало.
На крутой волне, характерной для ревущих сороковых широт, где штормовые ветра налетают с самых неожиданных направлений, «Джипси» обнаружила склонность зарываться носом. Известный конструктор
У. Худ (автор проекта «Дам Патти» — австралийского претендента на «Кубок «Америки»), осмотрев «Джипси» в Сиднее, нашел, что виной тому была неудачная дифферентовка.
Была и авария, которая, случись она не на подходе к Сиднею, а в открытом океане, доставила бы немало неприятностей: лопнула оковка блока грота -фала (ее срезало по сварному шву). В
остальном «Джипси» оказалась достойной своего хозяина. В Сиднее ее подняли на берег и внимательно осмотрели, но, кроме отмеченных неполадок, все было в полном порядке.
Для подготовки яхты к завершению кругосветного плавания не потребовалось ни одного лишнего дня стоянки. Ни одного лишнего дня не захотел провести на берегу и сам Чичестер. Ни предостережения
друзей, ни кратковременность отдыха не могли остановить его на полпути к давно намеченной цели.
Мысль обогнуть земной шар зародилась у Чичестера еще в начале тридцатых годов. Вначале он намеревался сделать это на самолете. Однако кругосветный полет не удался. Самолет потерпел аварию.
Чичестер чудом остался жив. После войны он ушел из авиации, но не расстался с мыслью о кругосветном путешествии: теперь Чичестер намеревался совершить его по воде и увлекся парусным спортом.
В 1960 г, он принял участие в первой трансатлантической гонке яхт -одиночек. Его «Джипси Мот — III» первой финишировала в Нью-Йорке, пройдя путь за 40 дней.
В 1963 г. Чичестер обратился к известному английскому конструктору Иллингуорту с просьбой спроектировать новое судно, рассчитанное на еще более дальнее плавание в одиночку.
Участие во второй трансатлантической гонке яхт — одиночек заставило повременить с осуществлением этой идеи, но вскоре Чичестер вернулся кней. Идя через океан обратно — в Англию,
он во всех подробностях обдумал требования, которым должна удовлетворять его будущая яхта: это должно было быть судно более легкое и остойчивое, а главное— более быстроходное и надежное, чем
«Джипси Мот III».
Маршрут кругосветного плавания окончательно сложился у Чичестера после того, как он побывал в Гринвиче, где стоит в сухом доке знаменитая «Катти Сарк». Сын мореплавателя Джим Чичестер
вспоминает: — Отец, вернувшись из Гринвича, сказал: «Неужели современная наука не позволит нам построить яхту, которая прошла бы дорогой клиперов, по
крайней мере, не хуже, чем это делали в прошлом веке?
Проект яхты во всех подробностях многократно обсуждался с конструкторами и друзьями. Мои блестящие предложения по поводу ее планировки были разбиты отцом в пух и прах. Единственное, что
осталось от них, — это особая конструкция цистерны для пива, приспособленная для того, чтобы кружку из нее можно было наполнить в любую погоду»…
О выбранных обводах и планировке «Джипси Мот IV» можно судить по прилагаемым чертежам. Сделано все, чтобы облегчить труд моряка и сделать яхту возможно более комфортабельной. Удобные помещения с
большими иллюминаторами и светлыми люками, электроосвещение, специальная мебель.
Камбуз с газовыми горелками на карданах, мойка с горячей водой, отопление, система вентиляции, продуманное до мелочей расположение припасов и т. д. и т. п. Всем этим «Джипси» коренным образом
отличалась от судна, на котором было совершено первое кругосветное плавание в одиночку, — «Спрея» капитана Слокама (см. таблицу).
На «Джипси» четыре постоянных спальных места (одно в корме, у выхода из рубки, два—в кают — компании и одно в форпике), два туалета, специальная каюта для миссис Чичестер. Можно предположить, что
Чичестер собирался плавать на яхте не только в одиночку, но и всей семьей. Что же, очевидно, в этом есть доля истины.
Френсис Чичестер и в прошлом не раз совершал семейные плавания. Так, в 1962 г. он пересек Атлантику со своим сыном. Выбор обводов, размерений и планировки яхты был в основном предопределен
требованиями самого Чичестера. Он хотел получить максимум скорости.
Отсюда следовало, что «Джипси Мот IV» должна быть относительно узкой яхтой, несущей возможно больше парусов, Однако нужно было сделать так, чтобы управляться с этими парусами мог один человек,
поэтому площадь каждого паруса по отдельности должна была быть сравнительно небольшой.
Единственным выходом была установка на «Джипси» двух мачт, поэтому Иллингуорт и решил вооружить яхту бермудским кэчем. Большая бизань значительно улучшала ходовые и маневренные качества яхты;
кроме того, она могла оказаться полезной в тех случаях, когда шторм заставит убрать грот.
Чтобы поставить две мачты с парусами требуемой площади и иметь при этом достаточно свободную палубу, пришлось сделать яхту значительно больше, чем это требовалось из условия размещения на ней
всего необходимого для продолжительного кругосветного плавания.
Таким образом появилась возможность превратить «Джипси» в комфортабельное и просторное судно, оборудовать ее так, чтобы окружающая обстановка меньше напоминала о полном одиночестве, которое
предстояло пережить в океане.
Но, конечно, не комфортабельная планировка была первой заботой Чичестера и Иллингуорта. Кроме быстроходности, яхта должна была обладать отличными мореходными качествами, быть надежной и удобной в
управлении. Большое удлинение корпуса позволило Иллингуорту спроектировать обводы, которые могут сделать честь любой гоночной яхте.
Эрл Брюс, совершивший вместе с Чичестером небольшой переход на «Джипси Мот IV» незадолго до ее выхода в кругосветное плавание, писал, что на спокойной воде за яхтой почти не оставалось волновой
дорожки. В открытом море, в свежий ветер и на хорошей волне «Джипси» уверенно держалась на курсе.
Управлять его было одно удовольствие! Корпус яхты получился очень прочным и легким: обшивка выклеина из шести слоев толстого шпона и подкреплена часто поставленным металлическим набором,
палуба — из фанеры. На случай получения пробоины, например, при столкновении с плавучими льдами (что не исключалось при плавании в южных широтах), форпиковая переборка сделана водонепроницаемой,
а проход в ней — закрывающимся герметичной дверцей.
Степсы обеих мачт установлены на палубе, чтобы в случае поломки их в настиле не оказалось открытых для воды отверстий. Весь рангоут выполнен из легкого сплава.
Парусное вооружение «Джипси» позволяет настраивать ее на ветер любой силы. Но чтобы работать с парусами, нужно выходить на палу6у, а оказаться смытым за борт представляло не меньшую
опасность, чем потерпеть аварию.
Леерное ограждение и страховочный пояс, с которым Чичестер не расставался ни в одном плавании, в известкой мере уменьшали риск, но этого было мало. Надо было всеми мерами упростить и облегчить
выполнение всех работ на палубе.
Чичестер легко управлялся с парусами, не выходя из кокпита, где для каждого шкота была установлена отдельная ручная лебедка. Для подъема парусов на мачтах были установлены фаловые лебедки.
Чтобы облегчить операции, связанные со сменой парусов, все четыре имевшихся на яхте стакселя хранились в специальных мешках прямо на палубе, причем каждый из них мог быть заранее заведен за свой
штаг.
Грот оборудован патент рифом. Для подъема якоря на палубе поставили электрошпиль.
Постоянное место рулевого в кокпите защищено от ветра и воды высокими комингсами, а с носа прикрыто откидным козырьком с окнами из оргстекла. Позади кокпита расположен отсек, где хранятся паруса
и подвесной мотор для надувной шлюпки.
Еще дальше в корму, в районе свеса, в специальном ящике с откидными крышками лежит сама 3,6 — метровая надувная спасательная шлюпка с аварийными запасами пищи и воды (шлюпка эта наполняется газом
от баллона). На самой оконечности установлен флюгер автоматического рулевого устройства и под ним сиденье — велосипедного типа седло.
Под правой банкой кокпита находится ящик с инструментами. Вспомогательный двигатель «Перкинс 4.107», установленный под кокпитом, снабжен мощным навесным генератором, способным быстро
подзарядить батареи, а также обеспечить работу электрошпиля. Спальное место рулевого расположено у входа в рубну по левому борту.
Перед ним — приборный щиток, установленный так, чтобы задремавший рулевой мог, очнувшись, сразу увидеть, каковы сила и направление ветра, курс и скорость яхты. Дальше в нос по левому борту
находятся туалет, в котором предусмотрены вешалки для штормовой одежды, и штурманский стол с ящиком для навигационных приборов и радиопередатчиком.
Камбуз расположен у входа в рубку по правому борту. Перед плитой — ставший уже знаменитым поворачивающийся стул на карданной подвеске. Стул этот можно передвигать ближе или дальше от плиты и
стопорить, что обеспечивает полный комфорт при приготовлении пищи.
При постройке «Джипси» учитывалось, что Чичестеру предстояло плавать в высоких широтах, поэтому были приняты меры для поддержания на яхте нормальной температуры. Кроме газовой плиты, в
рубке установлена керосиновая печь, горизонтальная труба которая проходит в кокпит над камбузом и может быть использована для сушки белья.
Все внутренние помещения яхты обиты шерстяной тканью, которая защищает как от холода, так и от жары. В марте 1966 г. «Джипси Мот IV» в полной готовности была спущена на воду. Несмотря на
тщательность, проявленную при разработке проекта и постройке судна, на верфи Иллингуорта в Эмсфорте (графство Хэмпшир), ходовые испытания выявили некоторые недостатки, которые предстояло в
оставшееся до выхода время устранить.
Наиболее существенные работы пришлось выполнить в связи с укладкой в фальшкиль около тонны дополнительного балласта — остойчивость яхты показалась Чичестеру недостаточной.
Кроме того, оказалось необходимым перешить несколько парусов, заменить подруливающее устройство и устранить ряд других более мелких недостатков. Последние работы были закончены буквально за
несколько дней до старта (еще одно подтверждение того «закона», что сколь бы тщательно и долго ни готовилось плавание, непредусмотренные работы обязательно обнаружатся).
Самое быстрое из всех одиночных плаваний вокруг света закончилось полным успехом. Имя Френсиса Чичестера с полным основанием называют теперь рядом с именами Кука, Дрейка и других великих
английских мореплавателей.
Было бы справедливым поставить и «Джипси» в один ряд с лучшими парусниками, когда — либо огибавшими земной шар. Вот оценка самого Чичестера: «Джипси Мот IV» ведет себя прекрасно.
Ее мореходные качества выше всяких похвал». Остается только добавить, что эти слова (радиограмма от 4 марта) сказаны им после того, как в ревущих сороковых широтах «Джипси» семь дней подряд
пришлось идти под одним штормовым стакселем площадью около 6 м2…
Источник: «Катера и Яхты», №12.