Большие премьеры на рынке снегоходов встречаются редко. Зачастую это обновленные моторы, улучшенные подвески, новые пластиковые капоты и причудливые краски. Продавцы проявляли верх находчивости, объясняя отличия машин 2002 года от своих «годовалых» моделей.
Первый «звоночек» прозвучал еще в прошлом году – пришли 4-тактные двигатели. Практически бесшумные, но сырые и слабые. Казалось, направление перемен определено, и все пойдут «на 4 такта»… Но канадцы из Bombardier двинули не просто другим путем, а практически в другую сторону. Построить свой 4-тактник, как и обновить моторы Rotax, им показалось недостаточно. Они взяли и изменили классическую компоновку снегохода, радикально перекроили его развесовку, в результате чего посадка сноумобилера стала принципиально другой. Модель окрестили Revolution и посадили на него Джеймса Бонда в фильме «Умри, но не сейчас».
Снегоход агента 007
Известно, что Бонд на чем угодно не катается и вообще весьма придирчив ко всему, что его окружает. Стандарты Бонда образца 2002: если машина, то Aston Martin Vanquish; если женщина, то Halle Berry, а что касается снегоходной тематики, то это Ski-Doo REV 800.
Назвать Ski-Doo REV 800красивым – значит ничего не понимать в снегоходах. В нем 206 кг агрессии, он угловат и несуразен. Канадцы так раньше не строили. Взять хотя бы прошлогоднюю модель MX-Z X800 – эталон спортивной красоты! Стремительный, стильный, мускулистый…
Все так, – сказали канадцы на презентации Ski-Doo REV 800. Однако спортивный снегоход должен быть другим. В чем истинное предназначение гоночной машины? Быть не просто максимально быстрой, а сверхпослушной и понятной. Характеристики двигателя в данном вопросе – позиция номер два, после которого можно поговорить о подвеске и других жизненно важных элементах. Тема номер один – это правильная развесовка снегохода… Представьте, что вы взяли стремянку, подняли ее в раскрытом положении над головой и, раскрутившись, изобразили волчок. Изобразили? Теперь резко остановились! Остановились, правда резко не получилось, да? А теперь то же самое по весу, но с гирей в руках. Проще, да? И раскрутиться и остановиться. Это наглядный пример инерции разнесенных масс. Чем больше плечо, тем силы инерции больше… Именно стремление правильно сбалансировать снегоход и предопределило новую компоновкуSki-Doo REV 800. Рецепт прост до невозможности: самый тяжелый узел поместили прямиком под самым тяжелым грузом – двигатель под драйвером! Почему так не строили раньше? Чистой воды экономика… Спортивные снегоходы в общем объеме продаж составляют не очень большой процент, так что позволить себе роскошь построить под «спортсмена» оригинальную платформу никто из производителей не мог. Так и строили десятилетиями все классы на унифицированной платформе, играя моторами, подвесками и дизайном. Почему построили сейчас? Чистой воды брендинг… Во-первых, получили публикации по всему миру. Во-вторых, закрепили репутацию производителей «правильных» снегоходов. И в-третьих, особо не рискуя, на «спортсменах» Bombardier проверит весь рынок на такие радикальные изменения компоновки снегохода.
А в чем риск-то? – спросите вы меня. Все по науке правильно скомпоновано, моторы Rotax настроены лучше прошлогодних, имидж приглажен «правильным» Бондом… И плюс и минус в радикально измененной посадке. Видели в «Умри, но не сейчас», как Бонд гоняет на Ski-Doo REV 800? Как на кроссовом мотоцикле… Легко пересесть с MX-Z X800 на новый REV 800 не получится. Слишком много вопросов, чтобы дать газ и ввалить в поворот. Как ввалить, если ощутимо выше сидишь, да и сам он выше MX-Z на целых 20 сантиметров. То, что у новой модели двигатель реально опущен вниз и соответственно центр тяжести ниже, остается как-то за кадром. Психологически на Ski-Doo REV 800 страшновато. Особенно первые 500 километров. А потом ничего, проходит, и уже на старый MX-Z после REV палкой не загонишь…
Конечно, «кроссовая» посадка более удобная, более вертикальная – на гребенке и трамплинах привстать намного проще. Еще плюс то, что ноги контактируют с бензобаком так же, как на мотоциклах, такого ощущения цельности с машиной раньше не было. Скажем так, «держать» снегоход ногами со старой посадкой было просто невозможно. Играть корпусом – да, но не держать… И вот сидишь на новом REV 800 и понимаешь, что так, как на MX-Z, в поворот, свесив, извините за выражение, свой зад, не ввалишь. Здесь другая техника руления. Ее специфика сродни управлению мотоциклом с коляской – в основном приходится филигранно работать рулем, а в силу того, что вес снегохода сосредоточен под драйвером, делать это на удивление просто.
Правда, 800-кубовый двигатель Rotax для такой техники, по-моему, явный перебор. Но это замечание с восторгом! В повороте эксперименты ставить желания не было, а вот на прямой с трамплинами и гребенкой попробовал нажать от души… В средней части оборотов это все тот же старый добрый 800-кубовик, но чем выше обороты, тем с большей охотой метет Ski-Doo REV 800. И чем выше они, тем все энергичней он метет. Насколько энергично? Если у вас будут зрители, они потом спросят, когда это вы успели научиться кататься на гусенице? На вопрос «какая такая гусеница», вам объяснят, что скромность украшает, когда нет других украшений, и что пять минут назад этот подъем именно на гусенице вы и прошли. Лыжи? Лыжи болтались в 20 сантиметрах от снега… На самом деле не обольщайтесь – это мотор такой, 800-кубовый. Вы просто газ слегка пережали, вот REV 800 так и поехал. Такой вот простой атмосферный Rotax, а по ощущениям – Biturbo какой-то…
Прыгать на нем – одно удовольствие. Во-первых, REV легкий. Во-вторых, задняя подвеска «ходит» у него на 37 см. И в-третьих, правильная кроссовая посадка позволяет грамотно выходить на трамплин, четко корректировать траекторию полета и филигранно отрабатывать приземление. На старой платформе это получалось более архаично, жестко и звучно…
Нет, ну что это я опять дифирамбы запел? Спортивные снегоходы, с точки зрения здравого смысла, вещь подозрительная. «Турист», например, создан для прогулки и отдыха. Ему дали мощный мотор с хорошим приемом на низах, удобное сиденье на двух человек, массу полезных вещей, типа электростартера и заднего хода. Для чего? Для комфортной прогулки и приятного отдыха. Утилитарные модели – охота, рыбалка и всяческие осмысленные перемещения по снегу, когда понты отходят на второй план. Соответственно, «работяги» имеют широкую гусеницу, узкую базу лыж и полезную комплектацию. По минимуму. А что спортивный снегоход? Да, на нем можно передвигаться по снегу… Ой! Что это было, папа? Это, сынок, или раненый кабанчик прошмыгнул, или спортивный снегоход прошел! Бешеный момент на верхах, стремительный отклик на газ, минимум веса и «тяжелой» комплектации. Электростартера в «стандарте» на такой машине нет…
Путешествовать реально, только отдыхом это будет назвать сложно. Буксировать? Сложно, так как фаркоп прикрутить просто не к чему. Да и покупаются «спортсмены» прежде всего людьми, у кого уже были или есть и «турист» и «трудяга». Ну не могут эти люди медленно путешествовать или таскать что-нибудь за снегоходом.
И получается, что создан «спортсмен» исключительно для экстремального драйва. Искать в нем утилитарные качества бессмысленно. Но именно спортивные снегоходы самые быстрые, самые экстремальные, и к тому же на Ski-Doo REV 800 ездит самый стильный и самый красивый мужик по имени Бонд. Джеймс Бонд.