Хотя марина, где стояла моя яхта, находится в стороне от круизерных маршрутов, время от
времени в неё заходили гафферы, шлюпы, катамараны, переделанные «рыбаки» и буксиры. Яхта, оставившая за кормой как минимум переход океана, всегда привлекает внимание.
Какая у неё палубная оснастка, приспособления, какую идею можно почерпнуть для себя? Наибольшее уважение и интерес вызывали самострои. Особенно когда я задумал строить собственный гафельный шлюп.
И в общении неизменно всплывал вопрос: какой процент незаконченных проектов гниет на домашних стапелях? Много интересных историй и суждений довелось мне услышать.
В итоге понял: максимальное количество неудачников приходится на долю самостроевцев, никогда ранее не имевших яхты более 25 футов, а также тех, кто выбрал для первой постройки корпус более 35
футов да ещё слепо поверил в возможность хорошо сэкономить на материалах, таких как сталь или ферроцемент (в нашей литературе – армоцемент. – Ред.).
Из них менее четверти спускают яхту на воду и идут в путешествие, пускай и небольшое. Почему? Да потому, что опытные лодочники и яхтсмены более реально представляют, сколько труда, денег и
времени необходимо вложить в свой проект.
Проще всего вычислить необходимое время и финансовые вложения можно по формуле, основанной на многолетних наблюдениях: цена определяется каждым килограммом водоизмещения. Исходя из данных
пятилетней давности, на европейских и американских верфях цена на производство круизерной яхты в размере 30-40 футов (9,2-12,2м) колебалась от $25 до $40 за килограмм.
Причем более тяжёлые стремятся к нижней шкале, а лёгкие – к верхней, т.е. лёгкие стоят дороже. И нет разницы, из какого материала вы хотите иметь корпус – алюминий, дерево, железо или
пластик.
Цена материалов для корпуса и палубы колеблется от $1,5 до $4 за килограмм. Остальное – балласт, основной такелаж, паруса, трюмные насосы и цистерны, простой двигатель, электропроводка, интерьер.
Сюда не включена электроника. Цена на материалы делится на три части. Одна треть – на корпус, палубу и кабину, включая балласт. Вторая треть – двигатель, цистерны, сантехника, электропроводка и
интерьер. И последняя – такелаж, палубное оборудование, паруса, парусное оборудование и якорная организация.
Эти цифры подтверждают практически все яхтостроители. Кстати, если вы решили купить только корпус, то всё равно считаетесь строителем-любителем и эта формула применима к вам. Труд. Здесь
можно хорошо сэкономить.
Карло Сциарелли (Carlo Sciarelli), известный итальянский дизайнер, на каждую из 200 построенных яхт своего дизайна делал таблицу временных затрат. Его дизайны включают в себя и 20-футовик (6,1м)
в 2 тонны и 140-футовик (42,7м) в 100 тонн.
Все они – алюминиевые, пластиковые и традиционные деревянные – строились на профессиональных верфях. Цифры дизайнера варьируются в пределах 5%. По его записям для лёгких яхт требуется
около 1100 человеко-часов, для тяжёлых – около 900 на каждую тонну водоизмещения.
Карло дополняет, что непрофессионалам, любителям требуется на 25…50% больше времени. Его слова подтверждает также таблица, составленная Lyle Hess и Rod Stephens. Она показывает зависимость
временных и денежных затрат от размера яхты.
Стоимость материалов идёт из расчёта профессиональных верфей на весну 1998г. Длина и водоизмещение – для среднетипичного круизера.
Чистый корпус, без палубы и балласта, предполагает всего 20-25% рабочего времени. Добавить балласт, рулевое перо, палубу, кабину – и ваша лодка будет закончена на 40%. Другие 40% требуются на
установку двигателя, цистерн, сантехники, электропроводки и на внутренний интерьер.
Оставшиеся 20% уйдут на такелаж, установку палубного оборудования, включая поправку на поиск и покупку материалов и уборку места, где строится яхта. Время на подготовку накрытия или цеха может
занять 200-300 часов. Новичку необходимо учитывать сложность изготовления ровной и плавноскругленной поверхности и выравнивание ошибок, так что ко времени профессионалов будет справедливо
добавить 35%.
Эта основная информация действительно необходима, потому что постройка яхты – дорогостоящий проект. Средний 30-футовик водоизмещением в 5,5-6 тонн обойдётся от $25 000 до $48 000 на
материалы и плюс 4 800 часов, оторванных от детей, выходных с друзьями, семьи, отпуска.
Если вы начали строить 12-тонный 40-футовик, стоимость материалов обойдётся в $50 000-$96 000, а времени уйдёт 10 000 часов. Некоторые дизайнеры, поставщики материалов предлагают «специально
разработанные методы, позволяющие сделать яхту быстрее и намного дешевле».
К сожалению, это не так. В противном же случае законченный продукт не будет настоящей яхтой, а продажная стоимость законченной лодки окажется намного ниже. Вот показательный пример.
Мой знакомый изначально собирался строить яхту 38 фт (11,6м), 9 тонн, рассчитав свои силы и возможности. Но дизайнер (из тех, кто стремится продать чертежи любой ценой) сбил его с толку словами:
«У меня есть великолепная новая идея – вы сможете построить мою яхту 48 фт (14.6м) 10.5 тонн всего за 4 500 часов».
Но только постройка корпуса и палубы заняла предсказанное дизайнером время. В итоге проект превысил финансовые возможности строителя, постройка его мечты затянулась на 10 лет и чуть не
превратилась в кошмар. Железо и ферроцемент часто представляют как путь к сокращению расходов и времени.
Но пусть всё идёт так, как говорится в рекламе, всё равно это будет фальшивой экономией. Даже 50-процентная экономия на постройке корпуса и палубы сохранит только 16% стоимости материалов со
всего проекта.
Сэкономив одну треть времени, строя железный или ферроцементный корпус, вы, в пересчёте на весь проект, сохраните только одну восьмую часть всего времени. Например, на 40-футовике (12,2м) можно
сэкономить $9 000 на материалах и 1 000 часов работы.
Но брокеры заявят, что железный корпус понизит продажную стоимость яхты минимум на треть, а ферроцементный – вполовину и более по сравнению с деревянным, пластиковым или алюминиевым корпусом того
же проекта. Это означает, что общая потеря будет в 10 раз больше, чем вы сэкономили на материалах.
Конечно, каждый материал имеет свои преимущества и невозможно объективно сказать, что этот лучше или хуже, чем тот. Просто при выборе не стоит опираться только на фактор экономии средств. Иначе
прогадаете и построите не совсем то, о чём мечтали. Согласен: платить $400-$1000 за шесть бумажных листов (планы составляют 5-10% стоимости всего проекта) даже от известного дизайнера
выглядит слегка безумно.
Зато имя дизайнера вам поможет, когда придёте к решению продать лодку. А детали на планах сохранят сотни часов во время постройки. Если планы включают многие мелочи, можно сэкономить, наблюдая за
рынком и покупая запчасти по хорошей цене, а не в последний момент.
Не стоит выгадывать, создавая собственный проект (не говоря уже о проблемах с регистрацией) или покупая случайные дешёвые планы. Подобная математика применима и к материалам. Взгляните на
общую стоимость вашей яхты, прежде чем погрузитесь полностью в работу.
Например, деревянная или покрытая обыкновенным пластиком палуба сохранит изначально $800 по сравнению с тиковой, но это не так уж и много в конечном результате, т.к. продажная стоимость
яхты упадёт на $10 000.
Конечно, вы сейчас думаете: «Я никогда не продам яхту, которую построил своими собственными руками!». Но практика показывает, что придет время и вы будете рады получить полную стоимость за свой
труд в денежном выражении. Ваша яхта это ваше капиталовложение.
Но сэкономить можно на другом. Например, одна семья не покупала свинец на балласт оптом, а приобретала в шиномонтажной мастерской (за бутылку или за наличные) свинцовые противовесы на колёса. В
итоге балласт обошёлся раза в три дешевле, чем со склада.
Другой яхтолюбитель ездил по старым докам, портам в поисках чего-либо полезного. Но это требует дополнительного времени, которое надо учитывать в общем проекте. Все должны чётко
помнить: время – деньги, а деньги – время. Формула «время – деньги» также подходит и к идее восстановления, реставрации старой яхты, которую можно купить очень дёшево.
Даже если корпус в хорошем состоянии, внутренние работы и такелаж будут оцениваться по килограмму. Найдите хорошего специалиста и попросите его прикинуть, сколько потребуется денег, чтобы
возродить яхту, способную уйти за горизонт.
Проверьте оборудование, такелаж, паруса. Помните, что если даже корпус в великолепном состоянии, то это только треть затрат и 40% работ за плечами. Кстати, имея возможность купить хорошо
оборудованный круизер с отменным такелажем, двигателем и массой полезных вещей, но с прогнившим корпусом, есть смысл построить новый корпус и перенести на него всё со старого круизера – балласт,
двигатель, запчасти и другое оборудование.
Но этот вариант требует скрупулёзного просчёта. Внимательный расчёт по формуле может спасти вас от трагической ошибки. Нет ничего более печального, чем видеть «проект одного года», не
законченный и в пятилетку.
Опрос самостройщиков показывает, что среднее время для постройки 30-35-футовиков (9,2-10,7м) около семи лет от начала и до конца. 40 футов (12,2м) требует до 10 лет. Я знаю один 35-футовик
(спущен на воду прошлой осенью), который строился 22 года.
Да, это выглядит немного бредово, пока вы не поймёте, что в среднем человек проводит на основной работе 50 недель в году. 5х8 часов = 2 000 часов в год. И наивно ожидать, что после работы
он приедет домой или в мастерскую и уделит яхте более 20 часов в неделю, 1 000 в год.
Даже если самостройщик будет продуктивный, как профессионал, он потратит минимум 7 лет на возведение 35-футовика. Потому-то Карло Сцирелли не продаёт свои планы аматорам, пока не встретится
со строителем и его женой и доходчиво не объяснит все временные расклады. «Подобный проект может полностью разрушить вашу семью, но ведь яхта предполагает счастливый отдых для всех.
Я не хочу чувствовать, что моя работа ведёт к разрушению чьей-либо семьи». И всё же если доскональные расчёты по времени и стоимости не убили вашей мечты, есть несколько приёмов, ведущих к
сокращению расходов, времени и риска.
Самый простой и в то же время самый сложный – выбирать как можно меньшую и/или лёгкую яхту для постройки. Здесь может быть два решения: минимизировать свесы, а солидное водоизмещение
компенсировать дополнительными парусами (при помощи бушприта и кормового выстрела) или выбрать более длинный, но легкий корпус.
Я лично предпочитаю круизеры средне-тяжёлого водоизмещения – в них помещается больше груза и они более комфортные на ходу в море. Поэтому для постройки мы с братом выбрали короткий, относительно
тяжёлый и довольно широкий железный 35-футовик на 8,8 тонн.
Фактор плавучести у него 200 кг на сантиметр. Это означает, что мы сможем загрузить тонну груза и он «сядет» на 5 сантиметров. Сейчас уже закончены все сварочные работы, готовимся к
пескоструйке. На всё за два года ушло 3000 часов на двоих.
Если же выберете для постройки больший, но лёгкий корпус, помните, что рабочее время увеличится до 20%: добавится работы с интерьером и площадью корпуса. И необходимо уделить больше внимания и
времени, чтобы корпус был крепкий. Один из важных моментов – выкройка и сборка корпуса.
Ошибка на этом этапе может свести на нет все усилия. Если вы не совсем уверены в себе, может, есть смысл заказать корпус на верфи, нанять профессионалов или строить из комплекта для сборки (все
части корпуса раскроены и вырезаны).
Да, изначальные расходы увеличиваются, но при этом вы уже имеете большую продажную стоимость лодки на любом этапе комплектации в случае неблагоприятных обстоятельств. И будете уверены в качестве.
Конечная разница стоимости между полностью самостоятельно построенным корпусом и комплектом будет менее 25%, по времени эта разница составит около 35%. Для корпуса длиной 30 футов (9,2м) это
выльется в 2 000 часов освобождённого времени или два года работ, для 40 футов (12,2 м) – 4 000 или 4 года.
Готовый корпус с верфи означает, что у вас не будет уникальной яхты, однако мне встречались яхты с деревянной палубой и кабиной, которые выглядели совсем не по-заводскому. Внимательно
просчитанная, логически обдуманная яхта, построенная в домашних условиях, может быть довольно самобытной.
Если вы согласитесь с реальностью цен и времени, постройка собственной яхты – это великолепное вложение денег. Каждая копейка, задействованная в проекте, свободна от налогов. К тому же
многим наверняка намного проще собрать энную сумму, чтобы начать строить, и потом добавлять по несколько сотен, периодически покупая материалы, чтобы двигаться дальше.
Завершив строительство, станете владельцем собственной мечты, свободной от кредитов, и никакой банк не будет слать вам счета по процентам. И самое важное: выбрав правильный материал для постройки
и тщательно работая, вы обнаружите неожиданный бонус.
Профессии, которые вы освоите во время постройки, обернутся дополнительным заработком во время круизов, т.к. в большинстве стран существует нехватка опытных профессионалов (а вы им будете!).
Сейчас хороший яхтенный плотник в Европе стоит от €25 до €50, а то и более в час.
Яхта, которую вы с любовью строили для себя, это не только дом на плаву, который покажет вам мир, но и наилучшая визитная карточка – несомненное свидетельство ваших яхтенных профессий.
Если вы впервые пытаетесь построить или оборудовать голый корпус, я бы порекомендовал сначала задуматься о строительстве маленькой лодки, ялика или шлюпки, которую впоследствии можно использовать
как шлюпку на борту вашего океанского круизера.
На ней можно ходить под парусом во время перерывов в большом проекте. Работая над шлюпкой, вы приобретёте изначальный опыт и мастерство и на практике научитесь рассчитывать время и деньги,
необходимые для постройки.
Чтобы получить хорошую яхту, которой вы будете гордиться, нет дешёвых путей. Но она с лихвой возместит и деньги, и время, затраченные на неё.
Виталий ТУЗОВ.
При подготовке этой статьи использовались материалы из книги Лин и Ларри Парди «Расчётливый круизер» (Lin and Larry Pardey
«Cost conscious cruiser»).
От редакции
Виталий Тузов, наш постоянный читатель и иногда автор («Фарватер» №№ 3/2006 и 1/2008), живёт и работает в Ирландии. Яхтсмен и
фотограф, он с братом Вадимом исходил британские воды вдоль и поперек.
Когда же захотелось дальше, и верная «Lady Jane» (Nicholson 31) показалась маловатой – решили строить новую яхту сами. А
подготовились к этому с истинно британской основательностью: поверьте, столь тщательного стоимостного анализа я ещё не встречал.
И убеждён, что этот материал будет исключительно полезен не только самостройщикам, но и тем, кто заказывает постройку
судна (частично или полностью) профессионалам.
Источник: http://farvater.ua