При умелом управлении обычный спинакер дает ощутимый прирост скорости на курсах яхты
относительно ветра от 50 до 180°. Поэтому его охотно используют в гонках при любых погодных условиях, вплоть до 6-балльного ветра, даже при малочисленном экипаже.
Однако в обычных спортивных плаваниях спинакер ставят редко. Во- первых, на судне сразу же заметно увеличивается число снастей за счет браса, шкота, контр-браса, топенанта, оттяжки
спинакер-гика. Во-вторых спинакер требует постоянного внимания, как правило, 2—3 человек.
Стоит проглядеть небольшой заход ветра, как огромный парус может «погаснуть», закрутиться вокруг штага или порваться. Поэтому не случайно в последние годы в парусном «гардеробе» многих
крейсерских яхт появился новый парус, с успехом заменяющий в дальних плаваниях спинакер и избавляющий экипаж от дополнительных забот.
Зарубежные фирмы выпускают такие паруса под различными названиями — спанкер, флэшер, генникер, бустер, крюйзинг шют и т. п. Это полно скроенный несимметричный парус из легкой ткани (обычно
нейлона весом 60 г/м2), по размерам средний между обычным спинакером и большим генуэзским стакселем.
Он ставится на спинакер-фале и не пристегивается ракс-карабинами к штагу. Галс пропускается через блок, закрепленный за оковку на форштевне, и проводится в кокпит.
Спанкер (будем этот парус так называть) обычно снабжается одним шкотом, который проводится в кормовую часть яхты— на транец (если он достаточно широк) или ближе к самому широкому месту
палубы.
Хотя спанкер появился в конце 70-х годов, идея использования «несимметричного» спинакера не нова. Еще в прошлом веке на гафельных тендерах, снабженных бушпритом, на полных курсах поднимались
«летучие» паруса, называемые балунами.
Галсовый угол балуна закладывали за ракс -бугель, скользящий по бушприту, фаловый —за фал, блок которого располагается впереди всех штагов. Балуны ставили, переместив при помощи талей ракс —
бугель к ноку бушприта; он заполнял весь передний треугольник от топа стеньги до нока бушприта.
Спанкер раскраивается с более длинной передней шкаториной, чем задней, с высоко поднятым шкотовым углом. У передней шкаторины парусу придается значительная выпуклость; «серпы» у задней и
нижних шкаторин относительно меньше.
Поскольку спанкер не предназначен для гонок, его размеры не регламентируются правилами. Длина по передней шкаторине принимается равной длине топштага, максимальная ширина — равной примерно 170%
основания переднего парусного треугольника (J — расстояния от штаг -путенса до передней кромки мачты).
Площадь спанкера определяется приблизительно как 0,75 произведения длины передней шкаторины на максимальную ширину паруса. Она примерно на 70 % больше, чем площадь самой большой генуи и на 30 %
меньше, чем площадь спинакера.
Спанкер предназначен в основном для полных курсов (при курсе яхты относительно направления истинного ветра 60—160 °), поэтому в поперечном сечении ему придается профиль с максимальным «пузом» у
передней шкаторины и с относительно плоской задней частью.
Как и спинакер, спанкер поддерживается «на весу» потоками воздуха, поэтому его верхняя часть должна иметь сферическую форму, хотя и не такую полную, как у спинакера. В последние годы спанкеры
сшивают из полотнищ с лекальными кромками, расположенных веерообразно в верхней части паруса, параллельных в средней и вертикальных в нижней трети.
Реже верхнюю часть раскраивают по принципу радиального спинакера — с полотнищами, расходящимися в виде лучей из фалового угла. Спанкер обычно ставится с подветренной стороны, без спинакер
— гика, на курсах от полного бейдевинда до фордевинда при легком и среднем ветре и от полного бакштага до фордевинда при ветре до 4 баллов (5,5—8 м/с).
При ветре 2—4 балла парус хорошо стоит с наветренной стороны грота (на бабочку). В слабый ветер можно поставить легкий гик, причем для эффективной работы паруса его длина должна быть больше,
чем у обычного спинакер — гика, которая ограничивается правилами обмера величиной 1,0J.
Спанкер лучше всего распирать футштоком или специальным гиком длиной не менее 1,5 J. В большинстве случаев спанкером управляют, регулируя натяжение только трех снастей — шкота, галса и фала. На
полном бакштаге фал и галс потравливают больше, чтобы по возможности удалить спанкер от грота, отпустить его вперед.
При этом фаловый угол удаляется от топа мачты на несколько дециметров, а нижняя шкаторина располагается достаточно высоко над водой, не затрудняя обзор рулевому. Шкот следует потравливать
так, чтобы парус не заполаскивал.
Чрезмерно выбранный шкот снижает тягу паруса, а на полном бейдевинде и галфвинде приводит к увеличению крена и дрейфа, так как аэродинамическая сила на парусе оказывается направленной
вбок Оптимальным курсом для несения спанкера является крутой бакштаг.
При нем фал и галс выбираются сильнее, а передняя шкаторина хотя и прогибается сильно под ветер, но приближается к штагу. Задняя шкаторина должна быть «открыта» для свободного стока воздуха без
создания помех для работы грота.
На этом курсе спанкер обычно не доставляет особых забот экипажу; более того, парус стабилизирует яхту на курсе при большой волне.
На полном бейдевинде (курсовой угол ветра 50—60°) спанкер работает подобно полно скроенной генуе. При слишком узкой корме шкот рекомендуется снабдить оттяжкой, прижимающей его вниз в самом
широком месте палубы.
В противном случае «пузо» паруса сместится к задней шкаторине, полезная тяга паруса уменьшится, а сила дрейфа возрастет (см. книгу «Школа яхтенного капитана». М., «Физкультура и спорт», 1983,
стр. 51). Кроме того, стекающий с задней кромки спанкера воздух будет «отдувать» грот, исказит его профиль.
Оттяжка шкота делает парус у задней шкаторины более плоским, открывает ее для свободного выхода воздуха в корму. Фал и галс на этом курсе выбирают достаточно туго с тем, чтобы уменьшить
по возможности прогиб передней шкаторины под ветер. Попытки идти под спанкером еще круче к ветру, как правило, оказываются безуспешными.
Судно сильно дрейфует и «лежит» на руле — требуется постоянно держать румпель на приведение яхты к ветру. Правда, в слабый ветер, набрав ход, удается сделать поворот оверштаг под спанкером,
поэтому иногда его снабжают не одним, а двумя шкотами, как обычную геную.
Поворот фордевинд со спанкером не представляет труда, как это бывает при управлении большим спинакером. Если парус стоит с наветренной стороны на спинакер — гике, то травят шкот до того
момента, пока гик не придет в диаметральную плоскость.
Затем освобождают гик от паруса, одновременно закладывая заранее подготовленный и обнесенный вокруг всех снастей шкот с другого борта и, потравив работавший ранее шкот спанкера до флюгерного
положения, когда шкотовый угол уходит под ветер далеко вперед форштевня яхты, переносят грота — гик на новый галс.
Остается выбрать спанкер — шкот на место и поставить, если нужно, спинакер — гик.
К слову сказать, спанкер оказывается более безопасным парусом, чем спинакер, его легче убрать при внезапно налетевшем шквале.
Достаточно отдать галс и шкот — и парус превращается в гигантский флаг, развевающийся по ветру. Потравив фал и приведя яхту к ветру, спанкер можно выбрать на палубу из воды.
В заключение познакомимся с двумя способами укладки спанкера (они применяются и для спинакеров), облегчающими постановку и спуск паруса силами одной вахты. Один из этих способов не требует
специальных приспособлений, кроме отслужившего срок полиэтиленового ведра с отрезанным дном.
Диаметр ведра должен быть таким, чтобы собранный в пучок парус проходил сквозь ведро самым широким местом. Снаружи на ведро надевают кольца из резины (резина не должна быть прочной).
Сложив спанкер передней и задней шкаторинами вместе, просовывают в ведро фаловый угол паруса и закрепляют его на носовом релинге.
Затем, продвигаясь с ведром в корму, через определенные интервалы с него переносят на скрутку паруса резиновые кольца, которые должны удерживать спанкер в свернугом положении, вплоть до его
подъема на мачту. В нижней широкой части паруса резиновые схватки нужно ставить чаще.
Подготовленный таким обоазом парус (в виде колбасы) можно уложить в штатную кису так, чтобы сверху оказались все три угла, за которые закладывают перед постановкой фал, шкот и галс.
Каждый угол должен иметь хорошо различимую маркировку. Когда парус добран до места, достаточно начать подбирать шкоты, чтобы резиновые кольца лопнули и спанкер расправился. В плохую погоду
работу по укладке спанкера описанным способом можно выполнять в каюте.
Этот же принцип укладки используется в выпускаемых зарубежными фирмами специальных приспособлениях. Состоят они из пластмассового конического тубуса или обруча и закрепленного к нему чехла из
тонкой полипропиленовой пленки.
Спанкер (или спинакер) протаскивают через тубус и крепят фаловый угол в верхней части чехла. Здесь же имеются небольшие блочки для линя, при помощи которого тубус поднимают к топу мачты, когда
спинакер поставлен на место.
Чехол при этом собирается в «гармошку» выше фалового угла. К тубусу крепится и второй линь, также спускающийся на палубу. Потянув за него и отдав первый линь чехол натягивают на частично
«погашенный» спинакер, превращая его в «колбасу», когда парус еще висит на мачте. В таком положении убрать парус несложно даже в свежий ветер.
Д. Антонов.
Источник: «Катера и Яхты», №110.