Спинакер для крейсерской яхты.

При умелом управлении обычный спинакер дает ощутимый прирост скорости на курсах яхты
от­носительно ветра от 50 до 180°. По­этому его охотно используют в гон­ках при любых погодных условиях, вплоть до  6-балльного ветра, даже при малочисленном экипаже.


 Однако в обычных спортивных пла­ваниях спинакер ставят редко. Во- первых, на судне сразу же заметно увеличивается число снастей за счет браса, шкота, контр-браса, топенанта, оттяжки
спинакер-гика. Во-вторых спинакер требует постоянного вни­мания, как правило, 2—3 человек.


Стоит проглядеть небольшой заход ветра, как огромный парус может «погаснуть», закрутиться вокруг штага или порваться. Поэтому не случайно в последние годы в парусном «гар­деробе» многих
крейсерских яхт по­явился новый парус, с успехом за­меняющий в дальних плаваниях спи­накер и избавляющий экипаж от до­полнительных забот.


Зарубежные фирмы выпускают такие паруса под различными назва­ниями — спанкер, флэшер, генникер, бустер, крюйзинг шют и т. п. Это полно скроенный несимметричный па­рус из легкой ткани (обычно
нейлона весом 60 г/м2), по размерам средний между обычным спинакером и боль­шим генуэзским стакселем.


Он ста­вится на спинакер-фале и не при­стегивается ракс-карабинами к шта­гу. Галс пропускается через блок, за­крепленный за оковку на форштевне, и проводится в кокпит.


Спанкер (бу­дем этот парус так называть) обыч­но снабжается одним шкотом, кото­рый проводится в кормовую часть яхты— на транец (если он достаточно широк) или ближе к самому широ­кому месту
палубы.


Хотя спанкер появился в конце 70-х годов, идея использования «несимметричного» спинакера не нова. Еще в прошлом веке на гафельных тендерах, снабженных бушпритом, на полных курсах поднимались
«лету­чие» паруса, называемые балунами.


Галсовый угол балуна закладывали за ракс -бугель, скользящий по буш­приту, фаловый —за фал, блок ко­торого располагается впереди всех штагов. Балуны ставили, переместив при помощи талей ракс —
бугель к ноку бушприта; он заполнял весь перед­ний треугольник от топа стеньги до нока бушприта.


 Спанкер раскраивается с более длинной передней шкаториной, чем задней, с высоко поднятым шкото­вым углом. У передней шкаторины парусу придается значительная вы­пуклость; «серпы» у задней и
нижних шкаторин относительно меньше.


Поскольку спанкер не предназна­чен для гонок, его размеры не регламентируются правилами. Длина по передней шкаторине принимается равной длине топштага, максимальная ширина — равной примерно 170%
основания переднего парусного тре­угольника (J — расстояния от штаг -путенса до передней кромки мачты).

Читайте также?  "Генетическая теория" морских узлов.


Площадь спанкера определяется приблизительно как 0,75 произведения длины передней шкаторины на максимальную ширину паруса. Она при­мерно на 70 % больше, чем площадь самой большой генуи и на 30 %
мень­ше, чем площадь спинакера.


Спанкер предназначен в основном для полных курсов (при курсе яхты относительно направления истинного ветра 60—160 °), поэтому в поперечном сечении ему придается профиль с максимальным «пузом» у
перед­ней шкаторины и с относительно пло­ской задней частью.


Как и спинакер, спанкер поддерживается «на весу» потоками воздуха, поэтому его верх­няя часть должна иметь сферическую форму, хотя и не такую полную, как у спинакера. В последние годы спанкеры
сшивают из полотнищ с лекальными кромками, расположенных ве­ерообразно в верхней части паруса, параллельных в средней и верти­кальных в нижней трети.


Реже верхнюю часть раскраивают по принципу радиального спинакера — с полотни­щами, расходящимися в виде лучей из фалового угла. Спанкер обычно ставится с под­ветренной стороны, без спинакер
— гика, на курсах от полного бейде­винда до фордевинда при легком и среднем ветре и от полного бакшта­га до фордевинда при ветре до 4 баллов (5,5—8 м/с).


При ветре 2—4 балла парус хорошо стоит с навет­ренной стороны грота (на бабочку). В слабый ветер можно поставить лег­кий гик, причем для эффективной ра­боты паруса его длина должна быть больше,
чем у обычного спинакер — гика, которая ограничивается пра­вилами обмера величиной 1,0J.


Спан­кер лучше всего распирать футшто­ком или специальным гиком длиной не менее 1,5 J. В большинстве случаев спанкером управляют, регулируя натяжение только трех снастей — шкота, галса и фала. На
полном бакштаге фал и галс потравливают больше, чтобы по возможности удалить спанкер от гро­та, отпустить его вперед.


При этом фаловый угол удаляется от топа мач­ты на несколько дециметров, а ниж­няя шкаторина располагается доста­точно высоко над водой, не затруд­няя обзор рулевому. Шкот следует потравливать
так, чтобы парус не за­поласкивал.


Чрезмерно выбранный шкот снижает тягу паруса, а на пол­ном бейдевинде и галфвинде приво­дит к увеличению крена и дрейфа, так как аэродинамическая сила на парусе оказывается направленной
вбок  Оптимальным курсом для несе­ния спанкера является крутой бакштаг.


При нем фал и галс выбираются силь­нее, а передняя шкаторина хотя и прогибается сильно под ветер, но приближается к штагу. Задняя шкато­рина должна быть «открыта» для свободного стока воздуха без
соз­дания помех для работы грота.

Читайте также?  Мал золотник, да дорог.


На этом курсе спанкер обычно не доставляет особых забот экипажу; бо­лее того, парус стабилизирует яхту на курсе при большой волне.


На полном бейдевинде (курсовой угол ветра 50—60°) спанкер рабо­тает подобно полно скроенной генуе. При слишком узкой корме шкот рекомендуется снабдить оттяжкой, при­жимающей его вниз в самом
широком месте палубы.


В противном слу­чае «пузо» паруса сместится к задней шкаторине, полезная тяга паруса уменьшится, а сила дрейфа возрастет (см. книгу «Школа яхтенного ка­питана». М., «Физкультура и спорт», 1983,
стр. 51). Кроме того, стека­ющий с задней кромки спанкера воз­дух будет «отдувать» грот, исказит его профиль.


Оттяжка шкота делает парус у задней шкаторины более пло­ским, открывает ее для свободного выхода воздуха в корму. Фал и галс на этом курсе вы­бирают достаточно туго с тем, что­бы уменьшить
по возможности про­гиб передней шкаторины под ветер. Попытки идти под спанкером еще круче к ветру, как правило, оказыва­ются безуспешными.


Судно сильно дрейфует и «лежит» на руле — тре­буется постоянно держать румпель на приведение яхты к ветру. Правда, в слабый ветер, набрав ход, удается сделать поворот оверштаг под спан­кером,
поэтому иногда его снабжа­ют не одним, а двумя шкотами, как обычную геную.


Поворот фордевинд со спанкером не представляет труда, как это бывает при управлении большим спи­накером. Если парус стоит с наветрен­ной стороны на спинакер — гике, то тра­вят шкот до того
момента, пока гик не придет в диаметральную пло­скость.


Затем освобождают гик от паруса, одновременно закладывая за­ранее подготовленный и обнесенный вокруг всех снастей шкот с другого борта и, потравив работавший ранее шкот спанкера до флюгерного
поло­жения, когда шкотовый угол уходит под ветер далеко вперед форштевня яхты, переносят грота — гик на новый галс.


Остается выбрать спанкер — шкот на место и поставить, если нужно, спинакер — гик.

К слову сказать, спанкер оказыва­ется более безопасным парусом, чем спинакер, его легче убрать при внезапно налетевшем шквале.


Достаточ­но отдать галс и шкот — и парус пре­вращается в гигантский флаг, развевающийся по ветру. Потравив фал и приведя яхту к ветру, спанкер можно выбрать на палубу из воды.

Читайте также?  "Полутонники" и гонки на них.


В заключение познакомимся с двумя способами укладки спанкера (они применяются и для спинакеров), облегчающими постановку и спуск паруса силами одной вахты. Один из этих способов не требует
специаль­ных приспособлений, кроме отслу­жившего срок полиэтиленового ведра с отрезанным дном.


Диаметр ведра  должен быть таким, чтобы собранный в пучок парус проходил сквозь вед­ро самым широким местом. Снаружи на ведро надевают кольца из резины (резина не должна быть прочной).
Сложив спанкер передней и задней шкаторинами вместе, просовывают в ведро фаловый угол паруса и за­крепляют его на носовом релинге.


Затем, продвигаясь с ведром в кор­му, через определенные интервалы с него переносят на скрутку паруса резиновые кольца, которые должны удерживать спанкер в свернугом по­ложении, вплоть до его
подъема на мачту. В нижней широкой части па­руса резиновые схватки нужно ста­вить чаще.


Подготовленный таким обоазом парус (в виде колбасы) можно уложить в штатную кису так, чтобы свер­ху оказались все три угла, за кото­рые закладывают перед постанов­кой фал, шкот и галс.


Каждый угол должен иметь хорошо различимую маркировку. Когда парус добран до места, достаточно начать подбирать шкоты, чтобы резиновые кольца лоп­нули и спанкер расправился. В плохую погоду
работу по уклад­ке спанкера описанным способом можно выполнять в каюте.


Этот же принцип укладки исполь­зуется в выпускаемых зарубежными фирмами специальных приспособле­ниях. Состоят они из пластмассового конического тубуса или обруча и за­крепленного к нему чехла из
тонкой  полипропиленовой пленки.


Спанкер (или спинакер) протаскивают через тубус и крепят фаловый угол в верх­ней части чехла. Здесь же имеются небольшие блочки для линя, при по­мощи которого тубус поднимают к топу мачты, когда
спинакер постав­лен на место.


Чехол при этом соби­рается в «гармошку» выше фалового угла. К тубусу крепится и второй линь, также спускающийся на палу­бу. Потянув за него и отдав первый линь чехол натягивают на частично
«погашенный» спинакер, превращая его в «колбасу», когда парус еще висит на мачте. В таком положении убрать парус несложно даже в све­жий ветер.


Д. Антонов.


Источник:  «Катера и Яхты»,  №110. 


Заказать тюнинг или постройку яхты, самолета, вертолета Вы можете по форме ниже!