Спортмобиль

Японский модерн и британская классика, помноженные на российское стремление воплотить мечту, – атмосфера фирмы «Спортмобиль». Можно бесконечно удивляться быстрому развитию компании, но отметим одно: у нее уже нет конкурентов.

Если вас заинтересует Mitsubishi Lancer Evolution, рано или поздно вы выйдете на «Спортмобиль» – фирму, которая официально продает, обслуживает и тюнингует Evo. Впрочем, вполне вероятно, вы уже слышали это название: в последнее время компания удивляет и радует всех любителей «заряженного железа» интереснейшими проектами – двумя рекордно быстрыми Evolution, системой SGSM, плотной работой с Ralliart и HKS… «Спортмобиль» можно охарактеризовать как фирму, которая предлагает «правильный» дорогой тюнинг – доработки высшего уровня, недоступные большинству компаний, работающих на отечественном тюнинговом рынке. Невозможно переоценить важность того, что московская фирма обеспечивает гарантиями свои автомобили. К сожалению, такой подход нетипичен для России – большинство тюнинговых компаний не позволяет себе такую «роскошь»… Почему же «Спортмобиль» так отличается от других? Дело в том, что москвичи всегда были приверженцами цивилизованного европейского подхода к тюнингу, когда каждый клиент становится не источником денежных вливаний, а в первую очередь членом своеобразного автоклуба, готового в любой момент предложить необходимую помощь. Чтобы глубже понять философию «Спортмобиля», нам стоит изучить историю этой компании и познакомиться с ее создателями и руководителями – Алексеем Чернышевым и Павлом Рустановичем.

Aero-старт

В начале 1990-х годов звание инженера, несмотря на унаследованную с досоветского времени почетность, приносило совсем небольшой доход, – многим приходилось искать новую область деятельности. В 1991 году инженеры Чернышев и Рустанович создали фирму «Черус» и приобрели первый служебный автомобиль марки «ВАЗ». Приходилось много двигаться, и чтобы везде успеть – быстро. Довольно скоро дела у компании пошли так, что в автопарке появился новенький SAAB 9000 Aero – первый в Москве. Чуть позже шведская машина была «переподготовлена» в тюнинговой фирме Abott Racing, – получился эксклюзив во второй степени. Когда автомобиль приезжал в технический центр «Гема», посмотреть на редкость собирался весь персонал. Кстати сказать, компаньоны наносили туда визиты с особой регулярностью – «славный швед» быстро приходил в негодность, заставляя «обслуживаться» чуть ли не каждую неделю. Его нельзя назвать неудачным – просто педаль газа сама просилась в пол, а SAAB тяжело переживал гонки по пересеченной местности… В итоге пришлось серьезно задуматься о замене машины. Знающие люди посоветовали купить что-нибудь побыстрее и покрепче, например Subaru Impreza WRX STI или Mitsubishi Lancer Evolution. Выбор определил случай – в Бельгии продавали два новых Evo пятого поколения. Один из них привезли в Россию, где у спорткара началась новая бурная жизнь. Характерно, что вместо штрафов за превышение скорости гаишники просили «стартануть»… Тогда друзья задались вопросом: почему бы не продавать такие автомобили в России? Самое то для удовлетворения отечественной страсти к лихой езде по разбитым дорогам! К тому же можно было бы не только обслуживать спорткары, но и дорабатывать (у тюнингового вируса, носителем которого был 9000-й, закончился инкубационный период). Пожалуй, именно тогда и возник «Спортмобиль» в его современном варианте, с громкими проектами и собственными техническими разработками.

Читайте также?  H&R

Superengine

Первой заметной вехой в развитии «Спортмобиля» стало освоение двигателя HKS Superengine. Вот так совпадение: компания HKS 30 лет назад была основана двумя инженерами. Но если подумать, такая история характерна для многих фирм тюнингового направления… Мотор, созданный на основе стандартного 280-сильного 4G63 из компонентов HKS, стал местной сенсацией: он развивал мощность 420 л. с. и делал Evolution еще быстрее. Правда, первый Superengine специалисты «Спортмобиля» собирали очень долго. Но ведь всем известно, что трудный опыт самый надежный – все последующие «супермоторы» пошли намного быстрее. Клиентам понравилась новая возможность разнообразить городские поездки, сделав их более динамичными и азартными. Вскоре в «Спортмобиль» выстроилась настоящая очередь на Superengine. Естественно, людям хотелось и других модификаций.

SGSM

Система SGSM (Sequential Gearshift Mana-gement), которая впервые появилась на автомобиле Рустановича, просто совершила небольшую революцию. Устройство предназначено для работы с кулачковой КП. Как известно, такая коробка позволяет быстрее переключать передачи, так как пилоту (именно пилоту, а не водителю – это автоспорт) не нужно задействовать педаль сцепления, теряя драгоценные секунды. Кроме одного очевидного недостатка – сильного шума, – у кулачковой коробки есть еще несколько. Чтобы ею правильно управлять, надо уметь филигранно работать с акселератором. Кроме того, такие коробки на порядок дороже обычных: агрегаты производства Hewlet, например, стоят около 20 тысяч долларов. А ломаются они даже скорее штатных – режим такой. Рустанович решил разработать устройство, которое бы смогло нивелировать эти недостатки, синхронизируя работу двигателя и трансмиссии при переключениях передач. За основу решил взять компьютер Motec, который устанавливается в большинство машин «Спортмобиля». Это электронное устройство с возможностью программирования дополнительных функций. ПО Павел создал сам. С механикой помогли инженеры «Черуса». В итоге на машине Рустановича появилось устройство SGSM первого поколения. Теперь за коробку можно было не опасаться. Время разгона сократилось, переключения лежали в оптимальном диапазоне оборотов. Российский рекорд по разгону до 100 км/ч, установленный на EVO Павла (3,53 с.), до сих пор не преодолен. Устройство было усовершенствовано и установлено на другие «Эволюшены». В то время, когда в «Спортмобиле» испытывали SGSM-II, в гости приехали англичане из старейшего журнала Autocar. Британские автожурналисты протестировали машину Рустановича и остались в полном восторге – русские смогли сделать простое и эффективное устройство, которое к тому же стоит в несколько раз дешевле аналогичного импортного, например, X-Truck. Большая статья, вышедшая в журнале, называлась Russian Revolution! Вскоре разработкой заинтересовались и в компании Ralliart, специализирующейся на подготовке автомобилей Mitsubishi к спортивным соревнованиям. В Москву прибыли два исполнительных директора Ralliart UK – Джон Киркхэм и Питер Коллинсон (тоже инженеры)… Итог на сегодня: SGSM дополнительно усовершенствовали, чтобы добиться более мягких переключений, и готовят к экспорту за рубеж.

Читайте также?  Тюнинг поколения Next

SX500

Второй результат сотрудничества с англичанами – новый глобальный спецпроект: разработка собственной версии Evolution, названная Sportmobil Xtreme 500 (сокращенно – SX500). Однажды англичане заметили, что возможностей «Спортмобиля» вполне хватает для мелкосерийного производства автомобилей на базе японских спорткаров, и предложили свою помощь. В Англии такая тема вообще довольно популярна. Идея была воспринята и получила правильное развитие. И снова «Спортмобиль» удивил иностранцев: первый демонстрационный образец SX500 был показан прессе в августе 2003 года. От высказанной идеи до готовой машины прошло всего несколько месяцев. Автомобиль интересен тем, что его нельзя назвать просто тюнинговым. Скорее это спортпрототип, в любой момент способный выехать на гоночную трассу. Перед «Спортмобилем» стояла задача создать машину, не уступающую по возможностям болидам, участвующим в североамериканских соревнованиях SCCA ProRally, – именно такие машины делает Xtreme Automobiles. При этом стоимость автомобиля не должна была значительно превышать цену «обычного» Mitsubishi Lancer Evolution. Машина «Спортмобиля» имеет внешность Evo нового (восьмого) поколения. Раскраска в целом повторяет вид автомобилей MMC, участвующих в SCCA. Ядро двигателя собрано на основе оригинальных гоночных компонентов и технологий HKS. Эта же фирма предоставила спортивную выпускную систему, разработанную по специальному заказу. Топливная система модифицирована. Установлены спортивная тормозная система и дополнительный топливный бак емкостью 55 литров. Краткие характеристики SX500: пиковая мощность – 400 л. с., крутящий момент – 500 Нм, время разгона до 100 км/ч – 4,2 сек., максимальная скорость – около 250 км/ч. Стоимость базовой модификации – 59000 евро. Планируется мелкая серия. При том, что SX500 не уступает по характеристикам настоящим раллийным машинам, покупателей не ждет отсев. «Горячую» машину может приобрести любой желающий. Хочешь устраивать заезды на трассе по выходным – нет проблем. Есть желание ездить на SX500 на работу – пожалуйста. Между прочим, в качестве одной из опций предусмотрена приличная аудиосистема. Серия спорткаров иностранной марки, собранных в России?! С таким нам до сих пор не приходилось встречаться. Это действительно прорыв.

Noble

Но самое захватывающее в этой истории – сотрудничество с англичанами в итоге вышло на абсолютно новый уровень. Когда британцы узнали о разработках «Спортмобиля», чувство технического превосходства у них сменилось желанием сотрудничать с русскими. Последовало немало интересных предложений… Пока стоит сказать только об одном проекте, впрочем, вполне сенсационного характера: компания «Спортмобиль» подписала соглашение с британским автопроизводителем Noble Automotive Ltd. и отныне будет представлять в России интересы этой марки. Марку Noble не назовешь широко известной, однако в среде любителей эксклюзивных спортивных автомобилей она считается культовой – наравне с TVR или Morgan. Название фирмы, выпускающей спорткары, которые входят в пятерку самых динамичных дорожных автомобилей планеты, происходит от фамилии основателя и руководителя компании. То, что noble переводится как «благородный», – просто совпадение. Но счастливое… В Россию будут поставлять две модели – M12 GTO3 и M12GTO3R. Впрочем, «поставлять» – громко сказано, так как масштабы выпуска автомобилей, собираемых вручную, совсем невелики. Да и покупателей с суммой в сто тысяч евро не так уж много. Автомобиль изначально позиционируется как хорошее вложение для людей, достигших успеха в жизни. Разумеется, он не для ежедневного пользования. Конструкция позволяет ездить на нем без ограничений. Но насколько это разумно? То же, что выкуривать десяток сигар в день, – и удовольствия особенного уже нет, и люди вокруг удивляются… Помните про хобби англичан конструировать свои машины и собирать их небольшими партиями в маленьких частных фирмах? Noble как раз из таких. Его выпускают в Бирмингеме тиражом несколько сотен штук в год. Если учесть кропотливый ручной труд, окажется, что это очень неплохой мас-штаб производства. Спортивные автомобили такого типа делают на заказ. Обычный срок – 9 месяцев. Вряд ли это случайное число, ведь говорят, что «хорошую машину надо выстрадать». И впрямь трудно оценить по достоинству то, что легко дается. Однако в «Спортмобиле» решили, что 3,5 месяца вполне достаточно для того, чтобы заказчик по-настоящему захотел получить этот автомобиль. Noble создан для удовольствия – это истина. Среднемоторный двухместный спорткар с трехлитровым двигателем V6 и битурбо. Максимальная мощность мотора – 352 л. с. Крутящий момент – 470 Нм. Задний привод. Рамная конструкция, стеклопластиковый кузов, отсутствие электронных «помощников» (только усилитель рулевого) – это и есть британская гоночная классика в чистом воплощении. Отличие от других английских «настоящих спорткаров» (именно так – real sportcars – называют такие автомобили) в высоком качестве отделки и настройке шасси. Основатель Noble Automotive участвовал в создании нескольких суперкаров, в том числе и эталонного McLaren F1. Но к конструированию своего автомобиля инженер приступил с идеей сделать его не таким бескомпромиссным, а пригодным для вождения на любых дорогах. Именно поэтому он создал в итоге действительно удобный для двух пассажиров кузов, салон с продуманным расположением органов управления и качественной отделкой. Но что самое важное – смог настроить ходовую часть таким образом, чтобы подвеска производила впечатление довольно комфортабельной даже на треке, двигатель «просыпался» с 2000 оборотов и развивал мощность постепенно, а руль и педали при достаточной чуткости позволяли некоторую вольность в обращении. Таким образом, Noble получился автомобилем, управлять которым может не только ас. Но и настоящему асу он сможет доставить удовольствие. Последняя положительная характеристика: специалисты говорят, что, если сравнить этот автомобиль с одиозными Ferrari, Lamborghini или Porsche, Noble во многом окажется интереснее – хотя бы за счет настоящей ручной сборки. И в любом случае оригинальнее.

Читайте также?  Интерьер_Lexus RX300

P. S. Уже через несколько месяцев «Спортмобиль» начнет привозить в Россию британские спорткары. Это отнюдь не значит, что «Эволюшены» уйдут на второй план: компания постоянно развивается и будет готовить новые проекты. Только такое отношение к предмету – неспокойное, творческое – считается в этой фирме единственно правильным.