Политическая и экономическая турбулентность, наступившая в 2014 году, не могла не отразиться и на рынке деловой авиации, оперирующей на постсоветском пространстве. Вместе с глобальными трендами в мире деловой авиации, которые отмечали эксперты, игрокам, работающим на рынке РФ, странах СНГ и Балтии, пришлось учитывать и сугубо «адресные» вызовы. Взаимодействие внутренних и внешних факторов во многом сформировало нынешнюю ситуацию, в которой можно выделить целый ряд значимых тенденций.
Один из самых очевидных трендов после 2014 года необходимо признать снижение общего благосостояния клиентского рынка. В итоге, свободный бизнес реже работает с бизнес-авиацией, и соответственно увеличивается доля клиентов, связанных с госкорпорациями и госсектором.
Помимо изменений в структуре клиентов, изменяется и структура ресурсов бизнес-авиации. Для авиакомпаний, которые работают на рынке РФ и СНГ, становится выгоднее владеть самолетами под российским флагом. Привлекательность российской регистрации заключается в предоставляемых преимуществах, таких как доступ в немеждународные аэропорты на территории России, упрощение оформления различных разрешений, снижение бюрократических барьеров при организации перелетов из РФ в Азию, страны СНГ.
Сжатие рынка безусловно повысило градус конкурентной борьбы. Одним из самых простых, но «невыгодных мер» стал демпинг брокерских услуг. Увлечение рядом игроков данным инструментом имеет и негативные последствия системного характера, приводя к снижению качества услуг, ухудшению восприятия бизнес-авиации как продукта среди клиентов.
Одной из последних тенденций в конкурентной борьбе, в частности в коммуникации с клиентом стали digital-инструменты. Многие компании создают свои приложения, помощь которых позволяет коммуницировать с клиентом напрямую через электронные платформы-агрегаторы. Часто для таких платформ-агрегаторов создаются приложения). Они позиционируют перелет бизнес-джетом как доступный вид услуг, предлагают стандартизированный набор услуг по конкурентной цене; все это направленно на снижение удельных издержек на один перелет.
Предлагаемые механизмы обязывают клиента либо платить ежемесячные или ежегодные членские взносы, либо заказывать определенное количество перелетов в период (месяц, год). Клиенту, использующему данные сервисы, предоставляются таким образом выгодные цены на аренду пассажироместа в бизнес-джете на ряд направлений; выгодные цены на аренду частного самолета по популярным направлениям.
Игроки рынка бизнес-авиации стремятся увеличить свою прибыль не только за счет ценовой политики, но и за счет увеличения количества продуктов, которые предлагаются клиенту. К примеру, групповые перелеты предлагаются как отдельный продукт — jet-sharing или покупка пассажироместа в частном самолете. Разумеется, в данном продукте в отличие от классического чартера бизнес-джетом, предоставляемого индивидуальному или корпоративному клиенту, присутствуют определенные ограничения для клиентов, требующие от них соблюдения условий перелета нескольких пассажиров.
Устойчивой тенденцией за последнее время можно признать интенсификацию внутренних перелетов в России и других странах постсоветского пространства. Давление путем санкций, заявленная в ответ политика импортозамещения в немалой степени стимулировали развитие экономики регионов. Открытие и реструктуризация промышленных предприятий, девелоперские проекты и развитие туризма дали импульс к развитию бизнес-авиации в регионах РФ. Одним из ярких примеров можно назвать активное развитие кластера Сочи – за счет Сочинского инвестиционного форума, проводимых там фестивалей, Формулы-1 и других активностей. Аналогичная картина наблюдается и в отношении Восточного экономического форума, проводимого во Владивостоке. Рост количества рейсов бизнес-авиации на данный форум можно назвать маркером усиления интересов отечественного бизнеса в отношении всего Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Вообще, между крупными экономическими событиями – форумами, саммитами, выставками – и активностью деловой авиации в России существует прямая корреляция, хотя безусловно здесь важнейшую роль играет личностный фактор в лице Президента. Везде, куда регулярно летает первое лицо государства, туда также регулярно летает крупный и средний бизнес. Поэтому, например, Красноярский экономический форум не вызывает такого внимания со стороны деловых кругов, как международная промышленная выставка в Екатеринбурге INNOPROM, которую регулярно открывает В.В. Путин. В этом отношении четким показателем для деловой авиации является Петербургский Международный Экономический Форум. После спада в 2014 и 2015 гг., за последние два года можно констатировать постепенное увеличение количества рейсов, совершенных самолетами бизнес-авиации. Картина во многом схожая с саммитом в Давосе, где также наблюдался спад, сменившийся постепенным восстановлением и ростом числа чартеров. То есть это общеевропейский, даже глобальный тренд, которому Россия следует с 1-2х-годичным опозданием.
Страны СНГ с активной экономической жизнью во много повторяют российские реалии. Баку, претендующий на активное деловое участие в бизнес-процессах, которые связывают Россию, Ближний Восток, Европу и Центральную Азию, демонстрирует большой потенциал как региональный центр деловой авиации: в столице Азербайджана проходят переговоры представителей нефтяного бизнеса, а также проводятся развлекательные мероприятия – Формула-1 и др.
Политическая ситуация также повлияла и на развитие туризма в РФ и СНГ. Для бизнес-авиации стали актуальными такие направления как уже упоминавшийся Сочи, а также Алтай, Байкал, Краснодар, Крым. Чаще стали заказывать перелеты с туристическим целями в страны СНГ (Грузия, Армения, Кыргызстан). По опыту Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 и Кубка Конфедераций в 2017 гг. следует ожидать бума в перевозках бизнес-авиации в связи Чемпионатом мира по футболу в следующем году. Остаётся надеяться, что узкие инфраструктурные и организационные места, важные для отрасли деловой авиации, организаторы успеют «расшить» к открытию Чемпионата.
Резюмируя, можно отметить наличие следующих четко наблюдаемых трендов, определяющих рынок деловой авиации на данном этапе:
- Увеличение доли клиентов из госкорпораций как реакция на снижение благосостояния в целом;
- Повышение привлекательности российской регистрации частных воздушных судов;
- Использование в усиливающейся конкуренции как традиционных инструментов (демпинг), так и новых продуктов (глобальные электронные платформы-агрегаторы для бизнес-авиации);
- Увеличение доли рейсов деловой авиации внутри РФ и со странами СНГ как следствие развития экономики регионов
- Значимые события в сфере политики, экономики, спорта и культуры (ПМЭФ, ЧМ – 2018 и др.) как драйвер роста деловой авиации на постсоветском пространстве.
Андрей Калинин, управляющий партнер Клуба «Бизнес Авиация»