Автомобильный тюнинг России не то чтобы медленно, но уж точно верно приобретает черты цивилизованного бизнеса. Если не говорить высокими материями, он становится понятным. Сегодня ясно, кто есть кто, ясно, куда эти люди направляют свои фирмы, и ясно, чего они в результате хотят.
И этот факт наглядно показала автомобильная выставка «АвтоКлассика & Тюнинг», которая прошла с 24 по 27 апреля в Москве. Новый 7-й павильон «Экспоцентра» – это сдержанный европейский выставочный дизайн, хороший свет и правильная температура. После «Сокольников» или Питерского СКК в нем как-то по-домашнему уютно и позитивно. В этой камерной атмосфере новая тюнинговая выставка собрала полсотни стендоучастников, не считая автомобильной и околоавтомобильной прессы.
Mirus.
Много это или мало? Мало. Особенно после прочтения официального пресс-релиза, обещавшего 3000 участников. Если имелись в виду названия деталей и компонентов для тюнинга, наверное, правда. Но лично я, как и большинство ценителей тюнинга, ехал смотреть автомобили, а было их на выставке от силы те же полсотни.
Архитектурной доминантой и главным событием выставки вполне заслуженно можно назвать стенд фирмы Mirus. Новое имя в мире тюнинга. Германская фирма представила две модели – купе CL в исполнении кабрио с металлической крышей и S-класс. Официальный пресс-релиз трактует философию компании как «особая философия, особый стиль, особые методы». В принципе, действительно дизайн MB от Mirusнесколько необычен для германского тюнера. Это, скорее, некий американский стиль, нежели европейский. Интересен дизайн дисков на CL. Относительно изменения технических характеристик данных нет. Maxim Polsikov, представляющий фирму Mirus в России, на вопрос «о родословной» компании объяснил, что их специалисты долгое время работали над спортивными проектами, такими, как подготовка автомобилей к участию в «Мастер-ралли» и «Париж–Дакар». Сегодня фирма заявляет себя как тюнер в секторе автомобилей высшего класса.
«MТ-Моторс». Hartge.
Из серьезных брэндов на выставке «АвтоКлассика & Тюнинг» выделялся стенд фирмы «МТ-Моторс», представляющий в России настроенные автомобили Hartge. BMW M3 от Hartge – это «пятилитровый» двигатель и разгон в 4,7 секунды до сотни. Где родные 3246 кубических сантиметров? Не знаю, так как специалисты Hartge отработали программу инсталляции «эмочного» мотора пятой серии в подкапотное пространство 46-го кузова. Аэрокит M3 от Hartge узнаваем элегантными прорезями воздухозаборников на капоте. Более изощренный в плане дизайна капот дизайнеры «МТ-Моторс» предложили на X5. Спорный элемент, но, очевидно, найдет своего клиента в России. Более удачное решение от Hartge – это, конечно, передний бампер на Х5. Реально – огромные воздухозаборники, откровенно агрессивного характера. Соответствующие цифры ТТХ: 370 л. с. – на 23 лошадки мощнее топ-версии 4,6is и 5,8 секунды до сотни – против 6,5 у заводского флагмана.
Как демонстрация возможностей в плане интерьер-тюнинга и инсталляции Hi-End компонентов на стенде фирмы «MТ-Моторс»красовался Hummer H2. «Сегодня на установленные нами компрессоры мы даем гарантию 1 год, – сказал президент фирмы Алексей Лагода. – Однако в ближайшее время мы планируем увеличить гарантийный срок до 2 лет. Мы видим, что это вполне реально на основании опыта эксплуатации компрессоров Hartge в России».
Hamann. «Бавария-М».
Германское тюнинговое ателье Hamann представлял на выставке ее официальный партнер в России – компания «Бавария-М». Ярко-красная BMW Z8, уже знакомая москвичам своим цветом «Феррари» и эффектными элементами обвеса из карбона, работала на стенде шоу-стоппером. На ее фоне не особенно выделялась «скромная» BMW 750 в 38-м кузове. Однако объем работ и концепт автомобиля достойны уважения. «Бавария-М»строила эту машину под клиента, который захотел стилизовать E38 под M5 Е39. Весьма трудоемкой частью проекта была непростая адаптация фирменного «эмочного» обвеса на «большую» седьмую серию. Под эффектной аэродинамикой скрывается не менее великолепный мотор 6,1 литра мощностью 485 л.с. Перечислять компоненты от Hamann в этом проекте не имеет смысла – на 38-м кузове стоит практически полная программа, включая полную выхлопную систему, подвеску, тормоза, колесные диски. Тюнинг-менеджер Hamann-Motorsport Алексей Русских говорит, что проект получился весьма «капиталоемким» – порядка 170 тысяч долларов. О планах компании «Бавария-М» Алексей сказал, что они с нетерпением ждут новую «семерку» E65 с мотором 7 литров и мощностью 510 л. с. Сейчас машина тестируется в Германии, но уже к концу мая она будет в Москве.
RS-Competition. Sound Lab.
Японский тюнинг на выставке был представлен эффектным суперкаром Honda NSX, который построила фирма RS-Competition в содружестве с компанией Sound Lab. RS-Competition специализируется на японском тюнинге и тяготеет к масштабным высокобюджетным проектам. Специализация Sound Lab – креативный тюнинг интерьера, Hi-End и мультимедиа. В своих работах эти парни применяют действительно оригинальные решения, в дополнение к традиционным материалам активно применяют в отделке современные материалы, такие, как кевлар, карбон, причем карбон как декоративный, так и конструктивный. Кооперация построена по эффективной схеме: на RS-Competitionлежит вся техническая часть и внешняя обвеска, а Sound Labработает над интерьер-тюнингом и устанавливает чемпионский звук.
Honda NSX получила новые распредвалы (272 градуса), блок управления двигателем, стабилизаторы, коллектор выпуска, глушитель – все Comptech Sport. В результате стандартные 280 л. с. существенно подросли. Иван Гунькин, директор RS-Competition, предполагает, что NSX они вывели на расчетные 350–370 л. с. Пока точная цифра не известна – будут измерять. Однако уже первые тестовые заезды показали: рулится NSX просто отменно, и 9000 оборотов на тахометре элементарно не хватает.
«Микаэл-Р». Erebuni. i-tuning.
Поколение постарше интересовал стенд фирмы «Микаэл-Р», предлагающей американский аэродинамический обвес Erebuni. Несмотря на скромность экспозиции фирмы, заокеанские аэрокиты были активно востребованы. По всей видимости, интерес ко всему «не германскому» логичным образом связан с желанием иметь не просто тюнинговый, а по-настоящему эксклюзивный автомобиль. Обвес Erebuni в силу географии своего производителя может гарантировать это с большей вероятностью, нежели его европейские коллеги по цеху.
Небольшой стенд компании i-tuning был интересен прежде всего нестандартным набором брэндов. Я бы сказал даже, не столько нестандартным, сколько нетипичным для российских тюнеров. Luma, Postert, Dietrich Concept, Rieger Tuning, Wolf… Это неполный перечень марок, с которыми работает компания. Уникальность проекта i-tuning в том, что на своем сайте они создали интернет-каталог, содержащий информацию более чем о 20 000 элементов аэродинамического обвеса. При этом компания имеет свой склад и установочный центр.
«Спорт-Гараж». Персональный стенд Ильнура Мансурова.
Настоящие спортивные компоненты на своем стенде предложила компания «Спорт-Гараж». Внешний антураж для компании дело второе, во главу угла ставится то, насколько автомобиль едет. Для правильного драйва компания предлагает подвеску KW, выпускные системы Supersprint, воздушные фильтры JR, тормозные системы Alcon. «Конечно, на этой выставке наших клиентов не так уж и много, – сказал директор «Спорт-Гаража»Сергей Крылов, – в основной массе здесь представлен «гражданский тюнинг». Но перспективы радуют, так как в сегменте «не спортсменов» ценителей настоящих спортивных элементов для тюнинга становится с каждым годом все больше».
В уютную камерную атмосферу выставки прекрасно вписался персональный стенд Ильнура Мансурова, ведущего автомобильного специалиста по аэрографии. На своем стенде Илья демонстрировал искусство боди-арт, давал консультации начинающим художникам. Работа Ильнура «Похищение Карреры» Audi A3 уводила посетителей от суеты обвеса и легкосплавных дисков в мир философии.
Из этого состояния меня вывел вопрос состоятельного джентльмена, как ему найти наконец-то экспозицию Brabus. И что, это вот и все? Да! Это было и все! Не было никакого стенда Brabus, AC Schnitzer, Zender… Не было серьезных раритетов. А то, что было, было показано уже далеко не в первый раз.
Вообще, философия относительно выставки – штука простая. Есть некая аудитория, на которую участник рынка имеет цель воздействовать. В нашем случае тюнер имеет желание поработать в режиме on-line со своим клиентом. Организаторы выставки должны обеспечить присутствие потенциального клиента. И все счастливы. Но есть маленький нюанс…
Аудитория любой неотраслевой выставки и есть средний класс. Организаторы постарались и… заполнили 7-й павильон молодежью, которой до Brabus расти еще лет 10. Мы не в Германии. И сделать Эссен у нас пока экономически нереально. Сегодня массовым может считаться бюджетный тюнинг, который на выставке продвигали i-tuning, «Авто Палас», «Каравант». И выставки позиционировать относительно аудитории экономически разумно. Я о ценовой политике. Неразумно и даже бесчеловечно брать с экспонентов сотни долларов за квадратный метр. В этом бизнесе, я имею в виду тюнинг, нет пока таких денег, какие водятся, например, у официальных дилеров. Надо бы дать им возможность подрасти… Нет, а вы знаете сколько стоит 7-й павильон «Экспоцентра»? Вопрос организаторов вполне логичный, но неправильный. Молодежному тюнингу не нужны понты большого бизнеса. Она, молодежь, поедет в любой выставочный зал и будет благодарна организатору, когда он под разумную стоимость квадратного метра соберет под одной крышей весь тюнинг России.
А клиент Brabus на специализированную тюнинговую выставку придет еще не скоро. Brabus в России надо двигать не так, как в Эссене. Brabus надо выставлять вместе с бриллиантами Karloff и часами Patek Philippe. В антураже хороших сигар и вечерних платьев. Серьезные люди должны делать специальное шоу для богатых дядей. Шоу. Не выставку…